Введение…………………………………………………………………………...3
1 Биография Конфуция…………………………………………………………...4
2 Конфуцианство и его основные идеи………………………………………….5
3 Нравственное учение Конфуция и его взаимосвязь с современной правовой
практикой………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………...13
Читать дальше
Данная работа посвящена рассмотрению нравственного учения Конфуция и
его актуальности в современной правовой практике. На основе проведенного
анализа мы можем сделать следующие выводы:
Конфуцианством называется этико-политическое учение, которое
сформировалось в Древнем Китае спустя триста лет после ухода их жизни
Конфуция. Свыше 2000 лет конфуцианство оказывало величайшее значение на
политику, общество, духовную жизнь Китая.
Базовая основа рассматриваемого учения была заложена в 6 в. до н. э.
самим Конфуцием. Конфуций открывает человека и постигает своеобразие его
бытия в мире.
Конфуцианство выражало интересы наследственной аристократии,
участвовало в общественных движениях. Целью конфуцианства в общественной
сфере было укрепление общественного строя и государства при помощи строгого
соблюдения догм и традиций из древности.
С этических точек зрения конфуцианство признавало правильность
существования бедных и богатых, людей трудящихся и людей умственного труда.
Управление государством, мораль и управление были главными вопросами
конфуцианства. Жэнь – понятие гуманности в конфуцианстве, которое постичь
могут только избранные. Достичь его можно благодаря саморазвитию и
совершенствованию на базе соблюдения этикета и традиций: уважение к
старшим, почитание родителей, повелителя, вежливость и пр.
Итак, этическое учение Конфуция – это гуманизм определенных
взаимоотношений человека. Нравственное учение Конфуция базируется на
человеческом согласии, которое главнее абстрактных истин. Человечность
является главным принципом. Ритуал – это нравственная мера поведения,
благодаря которому люди согласно существуют между собой. Ли нельзя
разрушать, но, несмотря не это, ли гибок и подвижен.
Ли базируется на:
1) Сыновней почтительности (сяо);
2) Исправлении имен (чжен мин).
Стандарты и норму поведения задает древность. Усилия в сфере
нравственности человека должны быть устремлены к тому, чтобы подняться до
уровня идеального прошлого. Человеколюбие основывается на почтительности к
родителям и уважительности к старшим братьям.
Итак, главная проблема, решаемая Конфуцием – это проблема
человеческого взаимопонимания. Перемены, говорит Конфуций, не должны
посягать на культ предков. Если родители согласны на перемены, то изменения
возможны. Конфуций говорит о том, что дети могут менять обычаи, которые
были заложены отцом, но только по истечении трех лет после его смерти.
Новое, говорит Конфуций, это переделанное старое. Идеалы нужно брать из
прошлого, а не в будущем.
Итак, сыновняя почтительность по Конфуцию – это и есть сама мораль.
Отец – это нравственный пример для сына. Первично почтение сына к отцу.
Также важна забота отца о сыне. Ничто не может оправдать донос на отца.
Поэтому человеколюбие является тождественным сыновней почтительности. Этот
принцип впоследствии закрепился в практике юристов: в I в до н.э. были
изданы законы, которые предписывали детям укрывать своих родителей. В
Средние века китайские законы говорили о каре в виде смертной казни при
доносительстве на своих родителей.
Также следует сказать, что Конфуций первым поделил людей на группы в
Древнем Китае.
Также можно сказать, что благородный муж Конфуция существует до сих
пор как идеал личности человека, в том числе и идеал личности в правовой
сфере. Конфуций определил проблему, которая актуальная по сей день:
носитель власти обязан быть принципиальным. Иначе это уже не политическая
власть, а иное.
Читать дальше
1) Гусев Д. А. Философия. – М.: Менеджер, 2010.
2) Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс. – М:
Логос, 2001.
3) Львов М.Р. Риторика. – М.: Академия, 2002
4) Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсианов В. Г. Философия XX века
(истоки и тоги). – М.: Академический Проект, 2010.
5) Попова Л. А. Этика: курс лекций. – М.: Центр, 2009.
6) Философия. – М.: Гардарики, 2010.
-----------------------
Типы людей в конфуцианстве
Читать дальше