Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования экологических понятий младшего школьника 6 1.1 Система экологических понятий в учебном процессе. Особенности ФГОС II 6 1.2 Формирование экологических понятий на уроке «Окружающий мир» (курс Плешкова) 11 1.3 Критерии сформированности экологических понятий у младших школьников 17 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование экологических понятий у младших школьников 22 2.1 Задачи и условия проведения опытной работы с детьми 22 2.2 Проведение и описание опытной работы с детьми 25 Заключение 30 Список использованных источников 33 Приложения 36

Формирование экологических понятий на уроке окружающего мира (курс Плешакова) В свете реализации ФГОС второго поколения

курсовая работа
35 страниц
100% уникальность
2012 год
92 просмотров
Чуслина О.
Эксперт по предмету «Экология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования экологических понятий младшего школьника 6 1.1 Система экологических понятий в учебном процессе. Особенности ФГОС II 6 1.2 Формирование экологических понятий на уроке «Окружающий мир» (курс Плешкова) 11 1.3 Критерии сформированности экологических понятий у младших школьников 17 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование экологических понятий у младших школьников 22 2.1 Задачи и условия проведения опытной работы с детьми 22 2.2 Проведение и описание опытной работы с детьми 25 Заключение 30 Список использованных источников 33 Приложения 36
Читать дальше
Актуальность исследования. Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стоит в настоящее время очень остро. Последние десятилетия принесли перемены, которые привели к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Изменить ситуацию может лишь деятельность людей, которая будет совершаться на основе глубокого понимания законов природы, учете многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это также часть природы. Иными словами, эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности людей на Земле. Она преобразуется в проблему предотвращения стихийного воздействия человека на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Данное взаимодействие возможно осуществить только при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детских лет и продолжается всю жизнь.


Не знаете, где найти контрольные на заказ недорого во Владивостоке - специалисты Work5 вам помогут.


. Экологическое образование становится фундаментом современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и социума. В настоящее время особенно актуально значение экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения различных вопросов практической жизни человека в обществе. Детям младшего школьного возраста свойственно единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к окружающему миру. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологических понятий у детей, в особенности занятия по курсу окружающего мира. Исследователи говорят о том, что целью школы должно быть формирование у детей высокого уровня экологических понятий, так как они являются основой формирования экологической культуры. В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека; учить школьников быть знающими и понимающими в данной теме, в том, что их окружает и каково их влияние на природу. Этим и объясняется актуальность данной работы, что и определило выбор темы исследования: «Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир». Цель исследования – изучить особенности формирования экологических понятий у младших школьников и организовать работу по их реализации на практике. Объект исследования – учебный процесс, направленный на формирование экологических понятий у младших школьников. Предмет исследования – условия, способствующие формированию экологических понятий у учащихся начальных классов, обучающихся по программе А.А. Плешакова. Гипотеза: Формирование экологических понятий младших школьников по программе А.А. Плешакова, является эффективным, если обеспечить систему использования методов на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Изучить систему экологических понятий в учебном процессе. 2. Рассмотреть особенности ФГОС II. 3. Проанализировать процесс формирования экологических понятий на уроке «Окружающий мир» (курс Плешкова). 4. Выявить критерии сформированности экологических понятий у младших школьников. 5. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование экологических понятий у младших школьников. Методы исследования: 1. Анализ научной и методической литературы по проблеме формирования экологических понятий младшего школьника. 2. Наблюдение за процессом развития детей, в результате применения программы в рамках школьного учреждения. Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция смысловой структуры сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, В.В Столин), принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.). Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные углубляют имеющиеся знания о специфике формирования экологических понятий младшего школьника в свете реализации ФГОС II. Практическое значение. Данные исследования могут быть применены в педагогической работе на уроках с младшими школьниками, с целью формирования экологических понятий. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией. Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования экологических понятий младшего школьника 1.1 Система экологических понятий в учебном процессе. Особенности ФГОС II

Читать дальше
В результате нашей работы, мы пришли к выводу о том, что проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения, выступает одной из наиболее актуальных и сложных. Понятие является категорией философии, логики, психологии, педагогики, и рассматривается как обобщенное знание. Понятие является совокупностью существенных признаков конкретного объекта или явления, данная совокупность может быть выражена различными способами (вербальными, графическими, символическими). Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. Общие природоведческие понятия необходимо формировать в единстве с частными. Так, понятие «животные» формируется в единстве с такими понятиями, как дикие и домашние животные, которые в свою очередь объединяют родовые понятия звери, птицы, насекомые и т.д. Успешное усвоение общих природоведческих понятий возможно при последовательной работе по их развитию на протяжении всего периода обучения в начальных классах. Главной особенностью стандарта второго поколения, выступает тот факт, что в основе него лежат все лучшие инновации и разработки, которые появились в системе образования за прошлые годы. В то же время он выступает продолжением многих достойных, проверенных теорий и идей в новых социально-экономических условиях. Важной особенностью стандарта является и то, что все, что заложено в нем, адресовано не столько ученику младшего школьного возраста, сколько органам власти всех уровней, руководителям системы образования, директорам школ, педагогам.
Читать дальше
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1. 2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания/ Начальная школа. – М.,1994, 2. – С. 32 - 33. 3. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996. – с.69. 4. Блохин, А. Риски введения Федерального государственного стандарта общего образования нового поколения.[Текст]. // Педагогика.- 2009.-№4.-с.69. 5. Головко О.С. Экологическая педагогика? Да! // Учитель № 2, 2000, с. 15-16. 6. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. – М., 1984. – 102с. 7. Дронов, В. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы.[Текст]. //Педагогика .-2009.-№4.-с.22. 8. Загвоздкин,В. О стандартах второго поколения.[Текст]. //Народное образование.-2009.-№7.-с.3. 9. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984 10. Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М., 1991. 11. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Тесты. Учебно-методическое пособие. – Изд. Дрофа. – М.: 2003, 234 с. 12. Кондаков,А. Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность.[Текст] // Учительская газета.-2008.-№41.-с.16. 13. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-Н/Д: ТЦ, «Учитель», 2001, с.100 14. Мир вокруг нас. Учеб.для 3 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч 1/А.А.Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2004. -160 с.: ил. 15. Мир вокруг нас. Учеб.для 3 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч 2/А.А.Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2004. -160 с.: ил. 16. Мир вокруг нас. Учеб.для кл.нач.шк. В 2 ч. Ч 1/А.А.Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2004. -160 с.: ил. 17. Мурзина, Н. От :новых стандартов: к инновационной деятельности педагогов школы.[Текст]. // Начальная школа: плюс до и после.-2009.-№4.-с.3. 18. Педагогический энциклопедический словарь. Издательство: Большая Российская Энциклопедия (М., 2003). Страниц: 528 19. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1999. 20. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. -2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2000, с.351-376 21. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебн. для 3 кл. четырёхлетн. начальной шк. – М: Дрофа, 2004. 22. Ривкин Е.Ю. Экологизация школьного географического образования.//География в школе, 1993, №3 23. Салеева Л.П. О содержании экологического образования в начальной школе. / Начальная школа. – М.,1993, 9. – С. 4 -6 24. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь № 4, 2000, с.15/ гл. ред. Б.М.Бим-Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 25. Суравегина И.Т. Междисциплинарность как принцип экологического образования /Педагогические принципы и условия экологического образования: Сборник науч.тр.- М.,1983. 26. Стандарты второго поколения.[Текст]. // Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№3.-с.3. 27. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2000, №10 28. Тихонова А.Е. Содержание экологических знаний и умений в I и II классах четырехлетней начальной школы. / Начальная школа. – М.,1993, 9. – С. 20-24 29. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил. 30. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.[Текст]. // Вестник образования.- 2009.-№1.-с.7.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image