Мы выяснили, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.
Анализ рейтинговой системы показывает, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у учащихся.
Учащийся видит свои реальные успехи (или неудачи) в сопоставлении с коллегами, это оказывает определенное мобилизующее влияние на дальнейшую учебу. Играет определенную роль и демократичность - гласность и открытость системы. Преподаватели, имея объективную информацию об успевающих и отстающих учащихся, может своевременно вносить определенные коррективы в учебный процесс с целью его оптимизации.
Рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого ученика. Учителя подтверждают, что детям наиболее интересна рейтинговая система. Она пробуждает в них дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.
К преимуществам рейтинга можно отнести:
• возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу учащихся в течение всего учебного года;
• повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях; ученикам становится "выгодно" посещать занятия;
• предсказуемость итоговой оценки, учащиеся сознательно подходят к ее достижению, и, как следствие, система становится привлекательной для них;
• стимулирование творческого отношения к работе, как учеников, так и преподавателей;
• снижение субъективизма итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика;
• придание обучению элемента соревнования, что играет большую роль в школе, стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников;
• снижение возможности получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка;
• возрастание роли текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу учеников;
• устранение негативных сторон уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются "первый" ученик, "десятый", "двадцатый". "При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из "троечника" стать "хорошистом", могут не без основания показаться ему неоправданно значительными;
• способность ученика выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
Кроме этого к неоспоримым достоинствам рейтинговой накопительной системы можно отнести:
• Увеличение времени индивидуального личностного общения
• Создание ситуаций гарантированного успеха
• Отработка необходимых умений до автоматизма
• Увеличение числа позитивных оценок в адрес учащегося
РНС как инструмент планирования учитывает разный темп и возможности.
РНС позволяет сделать акцент на сильных сторонах личности учащегося.
РНС содействует осмыслению учащимся направлений развития.
Внедрение РНС необходимо начинать с начальной школы, т.к. именно в этом возрасте у детей складывается отношение к учению, к школе. С самого раннего возраста ученик должен понять, что любые его (даже самые малые) достижения будут по достоинству оценены и все старания в учебе не напрасны. Дети не боятся посещать уроки, даже если по каким- то причинам не готовы к уроку; практически весь класс активен на уроках; ребятам на уроках интересно, так как нетрадиционная форма оценки воспринимается ими как элемент игры Обучение с увлечением – главное достоинство внедрения РНС в начальной школе. Дети должны гордиться своими достижениями.
Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя, требует от него большей творческой выдумки в работе.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена рейтинговой накопительной системы оценки учебных и внеучебных достижений школьников, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников и может развиваться с течением времени.