ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Общение и его развитие в дошкольном возрасте 5
1.2. Характеристика общего недоразвития речи у дошкольников 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 14
2.1. Проблема развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи 14
2.2. Формы и средства формирования навыков общения у детей с общим недоразвитием речи 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Читать дальше
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что процесс первоначального
обучения детей речи, моделирует принципиально важные, сущностные параметры
общения: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения,
взаимоотношения и взаимодействие речевых партнеров, ситуации как формы
функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система
речевых средств, усвоение которой обеспечивало бы коммуникативную
деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и
использования речевых средств. и т.п.
Общение - это сложный и многогранный процесс, овладение этим процессом
представляет значительные трудности, причем не только для детей с
различными аномалиями развития, но и для нормальных детей [6].
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично
сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при
которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся
как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Общее недоразвитие речи
имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств
общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-
грамматического недоразвития.
У детей с речевым недоразвитием оказываются сниженными в разной
степени потребность в общении со сверстниками и желание разворачивать
совместную игру, а также уровень самооценки речевого развития у таких детей
по-разному влияет на процесс общения со сверстниками и взрослыми.
Многолетние наблюдения показывают, что дети с общим недоразвитием речи
умеют выбирать из сформированных в процессе обучения средств коммуникации
те, которые соответствуют цели, задаче, содержанию общения и результату,
который хочет получить ребенок в каждой конкретной ситуации речевого
общения.
Чтобы к концу дошкольного возраста речь стала действительным средством
общения, мышления, она должна быть развита до определенного уровня.
Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных
видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых
чувствительный опыт ребенка должен постоянно сопровождаться речью.
Дети с общим недоразвитием речи обладают значительными потенциальными
возможностями в области коммуникативно-деятельностного сотрудничества.
Использование при этом специального коррекционно-педагогического комплекса
позволяет сформировать все стороны коммуникативно-деятельностного
взаимодействия: аффективную, когнитивную, актометрическую. Овладение детьми
с ОНР механизмами предметно-практического сотрудничества становится
решающим фактором возникновения и развития диалога, который становится
ведущим средством программирования самой деятельности.
Читать дальше
1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная
дифференциация личности. - СПб 2005, с. 21-31
2. Волосовец Т.В Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников -
под ред - Институт общегуманитарных исследований В.Секачев М. 2002
г.
3. Глухов В.П. Формирование связной описательной речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1987.№ 3.
4. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников М.:
Педагогика , 1974
5. Кравцова Е. Е . Психологические проблеммы готовности детей к
обучению в школе. М. , 1991
6. Ладыженская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. - М., 1983. - с.115.
7. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей
//Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130
8. Лисина М.И. Проблеммы онтогенеза общения. М., 1986
9. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между
дошкольниками // Генетические проблемы социальной психологии/ Под
ред. Я.Л. Коломинского. Минск, 1985
10. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» -М., 2002
11. Секачев В..Преодоление общего недоразвития речи дошкольников М.
Институт Обще гуманитарных исследований–2002г.
12. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство разви¬тия вербальной
коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни:
Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
13. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Логопедия. / Под
ред. Волковой Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и
студентов дефектол. фак. пед. вузов. Том 5. - М., 2003
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с об¬щим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1.
М, 1993.
15. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр.психол.
труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М-Воронеж, 1995.
Читать дальше