Узнайте стоимость реферата на заказ в Ростове , зайдя на сайт Work5.
. В то же время, семья является малой группой, которая характеризуется как сплоченная и стабильная ячейка общества. На протяжении своей жизни каждый из нас, входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, профессиональный коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую мы никогда не покидаем. Исходя из вышесказанного, мы сформулировали тему нашей работы – «брак и семья». Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Проанализировать психологическую, юридическую, философскую и историческую литературу по вопросу брака и семьи. 2. Изучить понятия семьи и брака и виды семейно-брачных отношений. 3. Описать возрастную динамику вступления в брак в историко- экономическом аспекте. 4. Рассмотреть процесс формирования представлений о браке и семье. 1. Семантическое пространство понятий «брак» и семья Рассматривая понятие брака, и обращаясь к происхождению данного слова, мы можем увидеть, что в древнерусской лексике слово «брачити» означало выбирать что-то (выбирать хорошее или отклонять плохое). Именно поэтому, слово «брак» в русском языке выступает, как омоним, многозначность данного понятия прослеживается и в семейном праве, и в обыденной речи – брак, это не только союз мужчины и женщины, закрепленный юридически, но и некачественный товар. В других языках мира такого проявления омонимии не существует [1]. Так, почти во всех языках славянских народов брачный союз исходит от слова «договориться», а не «выбирать». Современное законодательство Российской Федерации не содержит легального определения брака. Однако, данное определение необходимо для общества, так как состояние в браке является юридическим фактом, с которым право связывает возникновение ряда правоотношений. С точки зрения психологического подхода к данному понятию, целесообразно рассмотреть различные направления в изучении психологической сущности брака [3]. Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений принадлежит швейцарскому историку И. Я. Баховену, а также шотландскому юристу Дж. Ф. Мак-Леннану. Оба автора подчеркивают идею изменчивости форм брака. В античный период развития науки существовали представления, как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, которые получили название «промискуитета». Основоположником «патриархальной теории» принято считать Платона. Представления Платона о браке, как отвечающие природе человека и служащие исходной ячейкой государства, развивал и его ученик, Аристотель. В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория была единственно приемлемой. Впоследствии, исследователи пришли к мысли, что первой формой рода оказывается материнский род, который основан на коллективном хозяйстве и экзогамно-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, который сменился экзогамным материнским родом. П. А. Сорокин, в своих работах указывает основные положения эволюционистского подхода: o практически у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; o изначально, наряду с временными моногамическими сношениями, существует и особая свобода брачных сношений; o эволюция брака заключалась в постепенном ограничении данной свободы половой жизни; o эволюцию брака можно проследить и в переходе от группового брака к индивидуальному. Еще один подход в исследовании брака и семьи, носит название – функционального [8]. Согласно данному подходу семейные отношения это прообраз стиля жизни семьи и существующего семейного уклада, они обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социальных ролей, которые связаны непосредственно с браком, родством и родительством. Этологический подход рассматривает человечество с точки зрения существования четырех систем брачных отношений: групповой брак, полигиния (один мужчина и несколько женщин), полиандрия (одна женщина и несколько мужчин) и моногамия (один мужчина и одна женщина); последняя форма, выступает в двух разновидностях - пожизненная и допускающая развод [11]. Эмпиризм рассматривает семью, как малую социальную группу, которая имеет свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Основоположником эмпирического подхода принято считать Ф. Ле Пле, полагавшего спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к сплоченности людей в данной группе. Целью брака является создание семьи. Здесь мы правомерно можем усомниться в том, что пара может оставаться парой, даже после заключения брака, не будучи семьей в самом распространенном ее понимании. Однако, само заключение брака, уже представляет социуму некое единство и сплоченность двух (а в некоторых странах более двух) личностей. В нашей стране это является весьма существенным признаком понятия брака. Отсутствие такой цели является основанием для признания брака фиктивным. Именно здесь мы выходим на границу пересечения понятий общих для социума, и отдельных представлений людей о браке [6]. Каждый сам определяет границы своей ответственности, распределяет роли, решает хозяйственные вопросы, причем мы даже не углубляемся в переплетение межличностных отношений в браке. Последние, выступают еще более индивидуальными компонентами брачной жизни. Сложность исследования брака заключается и в том, что мы не можем говорить о браке и его составляющих, как о константах. Даже внутри одной социально и культурно идентичной группы, а тем более при рассмотрении различных национальностей и культур. В истории человечества, в различные периоды существовали разные организации брачно-семейных отношений, они соответствовали определенному историческому периоду, уровню развития общества, типу хозяйства. Наряду с этим, не только формы брака изменчивы, но и представления о нем в современном обществе претерпевают изменения. Семья как социальный институт возникла с формированием социума. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. К ним относят ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения в том или ином социуме, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети, а также перечень санкций за их невыполнение. Данные ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном социуме исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, благодаря которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. В литературе выделяют следующие социальные функции семьи: o воспитательная, которая заключается в социализации молодого поколения, поддержании культурного воспроизводства общества; o хозяйственно–бытовая функция выражена в поддержании физического здоровья членов социума, уход за детьми и престарелыми или больными родственниками; o экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка детей и нетрудоспособных членов общества; o сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности; o духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; o досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; o эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Для того, чтобы рассмотреть семью как социальный институт большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека. Семейные роли определяются местом и функциями члена семьи, их принято подразделять на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший). Исполнение семейной роли находится в зависимости от выполнения ряда условий, в первую очередь, от правильного формирования ролевого образа. Человеку необходимо четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него [14]. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, личности необходимо точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Для успешного формирования семьи немаловажное значение имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, и сразу же включаться в новую, когда этого требуют обстоятельства. В следующем пункте нашей работы, мы считаем целесообразным, рассмотреть современные классификации типов брачно-семейных отношений, имея целью изучить тенденции и разнообразие брачных отношений, которые отражают представления о браке и семье в настоящем времени. 2. Типы семейно-брачных отношений