Глава 1. Анализ литературных источников по вопросу особенностей звукопроизношения у детей с ФФН. 1.1 Особенности звукопроизношения у детей в норме. 1.2 Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 1.3 Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Выводы по Главе 1. Глава 2. Эмпирическое изучение звукопроизношения у детей с ФФН. 2.1 Условия проведения опытной работы с детьми. 2.2Анализ полученных результатов исследования Вывод по Главе 2. Заключение Список литературы Приложения

Особенности звукопроизношения у детей с ФФН(фонетико-фонематическое недоразвитие)

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
100% уникальность
2012 год
162 просмотров
Смирнова М.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Глава 1. Анализ литературных источников по вопросу особенностей звукопроизношения у детей с ФФН. 1.1 Особенности звукопроизношения у детей в норме. 1.2 Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 1.3 Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Выводы по Главе 1. Глава 2. Эмпирическое изучение звукопроизношения у детей с ФФН. 2.1 Условия проведения опытной работы с детьми. 2.2Анализ полученных результатов исследования Вывод по Главе 2. Заключение Список литературы Приложения
Читать дальше
Актуальность исследования. Фонетико-фонематическое недоразвитие рассматривается, как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными расстройствами речи в результате дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, которое включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения – все это наиболее актуальные проблемы, которые стоят перед педагогами и логопедами. Правильность речи, как критерий, является и показателем готовности дошкольника к обучению в школе. Объяснимо это тем, что правильная речь – это предпосылка успешного усвоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной, и дети, с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее в работе - ФФН), являются потенциальными дисграфиками и дислексиками. Работу по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, еще до начала обучения детей грамоте.


Не сложно курсовую заказать , поможет Work5.


. Недоразвитие фонематического восприятия становится причиной того, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением. Все эти затруднения влияют не только на освоение школьной программы, но и на самоощущение ребенка в школе, среди сверстников. Именно поэтому вопрос о выявлении детей с ФФН в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальным вопросом в настоящее время в ряде многих смежных наук – логопедии, педагогике, психологии. Исходя из вышесказанного, мы определили тему нашей работы – «Особенности звукопроизношения у детей с ФФН». Цель исследования – изучить особенности звукопроизношения у детей с ФФН. Объект исследования: речевая деятельность дошкольников с ФФН. Предмет исследования: специфика звукопроизношения у детей с ФФН. Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Изучить особенности звукопроизношения у детей в норме. 2. Провести характеристику детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 3. Рассмотреть особенности звукопроизношения у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 4. Опытным путем исследовать звукопроизношения у детей с ФФН. Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной об особенностях речи детей с различными нарушениями произношения, концепции Г.Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, положения Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи, концепция Л.Ф. Спировой о фонетико- фонематическом недоразвитии речи. Методы исследования: 1. Анализ научной литературы по проблеме особенностей звукопроизношения у детей с ФФН. 2. Констатирующий эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов и логопедов, специализированных и массовых дошкольных образовательных учреждениях. 1.1 Особенности звукопроизношения у детей в норме Речь не является врожденной, она проходит процесс своего развития в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем общего развития [2; 27]. Ребенок усваивает родной язык со строгой закономерностью, данный процесс можно охарактеризовать рядом определенных черт, которые можно выделить для всех детей. Прежде чем говорить о патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, учитывать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. В настоящее время, авторы выделяют различное количество этапов в становлении речи детей, они носят разные названия. А.Н.Гвоздев [17; 49], в своих работах прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет определенные периоды в развитии речи. Г.Л.Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный, который протекает до двух лет, и затем - этап самостоятельного оформления речи. В работах А.Н.Леонтьева [17; 64] прослеживаются четыре этапа в становлении речи детей: 1. Подготовительный этап, протекает до одного года. На данном этапе происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Формирование способности к восприятию и различению звуков речи происходит у ребенка последовательно. Реакции на звуковые стимулы отмечаются уже у новорожденного ребенка. Эти реакции отражены во вздрагивании всем телом, в изменении дыхания и пульса ребенка. На третьей-четвертой неделях жизни слуховое сосредоточение наблюдается не только на довольно сильный звук, но и на речевые сообщения взрослого. К концу первого месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, когда мама разговаривает с ним, сосредотачивает внимание на речи, подошедшего к нему взрослого. Период от рождения до восьми недель, в литературе носит название периода рефлекторного крика и рефлекторного звука. В крике больше всего гласноподобных звуков, которые отсутствуют в языке взрослых, как правило, это – носовые звуки. В процессе развития они утрачиваются, и происходит их замена полноценными гласными звуками. На втором месяце у ребенка появляется улыбка при общении, причем в шесть недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в восемь же недель – улыбка в привычном ее понимании. Период от восьми до двадцати недель характеризуется развитием интонационной окраски крика: крик модифицируется в зависимости от состояния ребенка, на данном же этапе появляется начальное гуление. Гуление, выступает в качестве составляющего комплекса оживления, звуки, которые в него входят, начинают постепенно приближаться к стандартным фонемам. На третьем месяце гуление ребенка становится разнообразнее, появляются согласные звуки (г-г-г, б-б). Ребенок начинает активизировать гуление в ответ на слова мамы, бабушки. Происходит своеобразный разговор [3;12]. В период от трех до шести месяцев гуление начинает модифицироваться в «свирель», иными словами, ребенок произносит цепочку звуков каскадом: аль- ле-е-лы-алы-аы. Это уже более продолжительный во времени звук, особенно если ребенок произносит его в ответ на разговор взрослого. В четыре месяца наблюдается первый смех – который выражен в повизгивании на эмоциональные высказывания взрослых, а к шестнадцати неделям смех становится продолжительным. Ребенок реагирует на направление звука, при этом он меняет интонацию голоса. Можно наблюдать и начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу мамы, правильно реагирует на интонацию, с которой мама произносит слова, узнает знакомые голоса. Развитие способности подражать голосовым реакциям взрослых происходит на шестом месяце жизни. У ребенка можно услышать лепет, то есть произнесение отдельных слогов: ба-ба- ба, та-та-та. Из гласных звуков чаще других производится звук [а] в сочетании с согласными п, б, м, д, т. Когда ребенок подражает взрослому, он активно повторяет за ним слоги. В лепете ребенка развиваются координации речевых движений, разделяются слуховые (ребенок прислушивается к своему голосу), тактильные и кинестетические стимулы. В возрасте восьми месяцев ребенок овладевает элементарным пониманием речи, которое основано на различении только ритмико-интонационного состава речи, он откликается на слово, однако, еще только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Н.Х.Швачкин называл данный период в развитии речи ребенка дофонемным [11; 65]. Исследования Ф.И.Фрадкиной показали, что можно изменять звуковой состав слова, но сохранять его ритмико-мелодическую структуру, но понимание его ребенком все равно сохраняется Период десяти - одиннадцати месяцев – это период развития понимания речи, который основан на различении звукового состава слов. К концу первого года жизни слово впервые служит средством общения, приобретает характер языкового инструмента, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку. Данный период Н.Х.Швачкин, в своих работах, называет периодом фонемной речи. Автором была установлена последовательность развития процесса различения звуков речи: изначально ребенок начинает различать в потоке речи гласные звуки, затем возникает дифференциация шумных и сонорных, далее твердых и мягких согласных, глухих и звонких, затем шипящих и свистящих. В двенадцать месяцев дети уже могут выполнять простые просьбы взрослых, которые подкреплены жестами. В активной речи ребенка появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от трех - пяти до семнадцати-двадцати слов. Дети могут и не иметь слов в активном словаре, но демонстрировать хорошее понимание речи. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже пять – шесть «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с определенными объектами, окружающей его среды. Ребенок уже хорошо понимает простые просьбы и фразы, которые и во взрослой жизни сопровождаются жестами («поцелуй папу», «а где тут у нас бабушка?», «возьми маму за ручку»). Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что первый год жизни ребенка выступает подготовительным этапом к овладению речи [7; 89]. В этот период у ребенка происходит развитие зрительной и слуховой сосредоточенности (ребенок прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице того, кто произносит слова), происходит развитие и понимания речи, в процессе гуления, лепета определяется и интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Необходимо учесть и то, что при развитии звукопроизношения происходят существенные анатомо-физиологические изменения дыхательного, голосового и артикуляторного отделов речевого аппарата. Интенсивное развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов играет важную роль в формировании речи. Общение между взрослым и ребенком построено, скорее, на эмоциональной основе. Когда появляются первые осмысленные слова, и с помощью речи. С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. 2. Преддошкольный этап первоначального овладения языком – до трех лет. В этот период возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни ребенок все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Когда ребенок произносит первые слова, то он воспроизводит их общий звуковой облик, как правило, звуки при этом не так важны для него в отдельности: он путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает их в слове. Авторы, при исследовании детской речи сходятся во мнении, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками [19; 221]. Речь ребенка, в данный период, принято называть ситуационной; она подкреплена мимикой и жестами. С полутора лет слово начинают приобретать обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. В процессе обогащения словаря, фонетические искажения проступают более заметно. Данные искажения говорят о более быстром развитии лексико-семантической стороне речи по сравнению с фонетической. Ведь формирование последней требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. Речевая активность детей в этом периоде, в значительной мере зависит от эмоционального участия взрослого в общении с ребенком. Овладение фонетической стороной речи на втором году жизни ребенка происходит наряду с все более дифференцированным и точным восприятием и воспроизведением звуковой структуры слов и фраз. Н.Х.Швачкин в своих исследованиях показал [11; 27], что последовательность овладения фонематическими противопоставлениями зависит не только от акустических свойств фонем, но также и от того, способен ли малыш определенные фонемы и как часто они встречаются в речи окружающих его взрослых. На протяжении второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление активного словаря. Исследования отечественных и зарубежных ученых приводят данные о росте словаря детей. После полутора лет ребенок может задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». Речь еще характеризуется аграмматичностью. Ребенок еще использует фразы из двух-четырех слов, согласует глаголы третьего лица единственного числа настоящего времени с существительными, использует формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «Я». К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, в речи используются некоторые падежные окончания. На данном этапе, понимание речи взрослого в значительной степени превосходит количество тех слов, которые ребенок может произнести. Значения слов становятся все более определенными. В речи ребенка все чаще встречаются союзы, и он использует почти все основные части речи [7; 64]. Заметно улучшается подвижность артикуляционного аппарата, однако, произношение ребенка, все еще далеко от нормы. Возникающие артикуляционные затруднения все еще тормозят процесс усвоения многих звуков. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки разделяются большинством детей. В это время существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих взрослых. В некоторых случаях, ребенок может различить и неправильное произношение слов сверстниками. Ребенок начинает различать слова, которые сходны по звучанию и их отличие сводится только к одному звуку порой одним звуком (дрова – трава; мышь-тишь) [5; 39]. При этом ребенок ориентируется не только на определенную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. В словарном запасе есть не только слова бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения. Ребенок начинает оперировать некоторыми родовыми понятиями. 3. Дошкольный этап – от трех до семи лет. После трех лет происходит активное развитие фонематического восприятия и овладения звукопроизношением. Звуковая сторона речи в условиях нормального речевого развития ребенка полностью формируется к пяти годам жизни. Однако часть детей может характеризоваться смешением свистящих и шипящих, а также отсутствием вибрантов [1; 94]. На протяжении данного периода, у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять свое произношение в некоторых ситуациях. Другими словами, происходит формирование фонематического восприятия. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к шести годам достигает четырех тысяч слов. Значения слов еще больше уточняются. В словаре ребенка много наречий, которые обозначают пространственные и временные признаки. [6; 44]. В четыре года ребенок использует в речи простые и сложные предложения. Чаще всего в этом возрасте, встречается форма высказываний в виде простого распространенного предложения («Я нарисовал кораблик в море»). К пяти годам жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Когда мы пришли с бабушкой домой, Черныш на меня прыгнул от радости, мы гулять пошли с ним»). К пяти годам происходи овладение всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. У многих детей улучшается фонематическое восприятие: они начинают различить гласные и согласные звуки, далее мягкие – твердые согласные, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки. 5. Школьный период – от семи до семнадцати лет. Основной характеристикой развития речи у детей на этом этапе является ее сознательное усвоение. Происходит процесс овладения звуковым анализом, усвоения грамматических правил построения речевых высказываний. Главная роль при этом отводится новому виду речи – письменной речи. Отсюда, мы можем сделать вывод, что в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи детей. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) [19; 176] подтверждают, что осознание фонетических особенностей слова, которого ребенок слышит, оказывает непосредственное влияние на общеречевое развитие ребенка, а также на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Поэтому, несомненно, важно для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать. 1.2 Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Читать дальше
В результате нашей работы мы определили, что прослеживаются четыре этапа в становлении речи детей. Подготовительный этап, протекает до одного года. На данном этапе происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что первый год жизни ребенка выступает подготовительным этапом к овладению речи. Преддошкольный этап, носит название этапа первоначального овладения языком. В данный период возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, происходит активное развитие понимания речи, активная речь. В речи ребенка все чаще слышны союзы и он использует почти все основные части речи. Дошкольный этап – от трех до семи лет. После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к пяти годам жизни. Ребенок овладевает к пяти годам всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Школьный период – от семи до семнадцати лет. Основной характеристикой развития речи у детей на этом этапе является ее сознательное усвоение. Возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН: o Внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, часто бывает слабо сформировано произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном объекте и по целенаправленному заданию осуществить переключение на другой объект. o Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить новую информацию в процессе занятий. o Отмечены исследователями и особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно- образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько заниженной, в результате чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Особенности звукопроизношения детей с ФФН характеризуется следующими аспектами: o Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции. o Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, нечеткий по произношению, звук Причинами такого процесса замены, выступают недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. o Нестойкое употребление звуков в речи. Часть звуков по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. o Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить два – четыре звука, а в некоторых случаях, говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из различных групп. Причиной искаженного произношения звуков, как правило, выступает, недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. В нашем исследовании принимали участие 12 детей от 4,9 до 5,7 лет с ФФН (средний возраст – 5,4 года) ДОУ № 46 (ул. Ангарская 46 А). ДОУ № 46 - является детским садом комбинированного вида (включены общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании). Обследование звукопроизношения у детей в исследуемой группе проводилось по общепринятой в логопедии методике, которая опубликована в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам: Наиболее трудными в произношении, оказались две группы звуков – свистящие и шипящие. Дети чаще всего произносят [с], [з], [з'] [ж] [ш] - как межзубные звуки, а [ц] искажается на [с'], [ч] на [т']. Трудности с произношением шипящих и свистящих наблюдаются у 100 % детей данной группы, искаженное произношение аффрикат – у 67 % (8 человек). Для свистящих, в процессе эксперимента, характерно межзубное произношение. Наибольшие затруднения в группе свистящих вызывают звуки [с], [з] (11 и 10 детей соответственно), а также [з'] – произносимый как межзубный. В группе шипящих же, дошкольники чаще всего заменяют звуки свистящими, или искажают звук. В произношении сонорных звуков проявляется тенденция искажать [р] – на велярный звук, [л] заменяется на [j], также как и [р’] на [j]. В целом в группе твердые звуки нарушены больше, чес мягкие. У пяти детей заднеязычные [к], [г] – отсутствуют, дети пропускают их в слове, хотя при повторении отдельного звука могут произнести. У части детей наблюдаются проблемы и с фонетическим восприятием звука внутри слова, а не только с произношением определенных звуков. Наибольшие трудности вызывают слова со стечением согласных. Как правило, при произношении в таких случаях у детей выпадал один согласный звук. Так как есть трудности, которые возникают при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, в процессе исследования мы увидели и нарушение слоговой структуры слова. Наиболее сложным в произношении оказалась схема ГСГ, где дети допустили более всего искажений, даже те, кто, верно произносит открытый – закрытый слог. Дети с ФФН могут искаженно произносить два- четыре звука, а в некоторых случаях говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Звукопроизношение может зависеть от фонетического аспекта, иными словами от позиции звука в структуре слове, а также от сложности слоговой структуры слова. Нарушение звукопроизношения у детей с ФФН носят полиморфный характер, то есть выражается в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смещении е) дефектах. В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи: 1. Изучены особенности звукопроизношения у детей в норме. 2. Проведена характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 3. Рассмотрены особенности звукопроизношения у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием. 4. Опытным путем исследовано звукопроизношение у детей с ФФН.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. 3. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 2005. 4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб: Детство-пресс, 2001. 5. Белая В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», АСТ «Астрель» Москва», 2004. 6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997. 7. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский Педагогический Вестник. - №7. - 2004. 8. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2008. 9. Иваненко С.Ф. Логопедическая работа в доречевой период и на первом уровне общего речевого развития. //Нарушение речи у дошкольников - М., 1972. 10. Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003. 11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. 12. Нищева Н.В. Диагностика речевого развития с целью осуществления индивидуального сопровождения //Дошкольная педагогика. - № 1. – 2003 13. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина М.И. - М: Педагогика, 1985. 14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В.Волосовец. - М., 2002. 15. Работа над лексическим значением слова // Вуз школе. - Борисоглебск: БГПИ, 2003. 16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., исп. — Москва.: «Просвещение», 1979. 17. Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1992. 18. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. - М., 2003. 19. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М.: Просвещение, 1981. 20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. 21. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998. 22. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. 23. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под ред. М.М.Алексеева. - М., 2002. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image