ВВЕДЕНИЕ 3 1 СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ 6 1.1 Общие понятия социологии музыки 6 1.2 Музыка как социальное представление 10 2 СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ МУЗЫКИ КАК ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ 17 2.1 Рационализация в музыке у М. Вебера 17 2.2 Музыкальная социология в работах Т. Адорно 19 2.3 Особенности социологии музыки после Т. Адорно 23 2.4 Исследование музыки в современный период 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

социология музыки

курсовая работа
Социология
30 страниц
100% уникальность
2012 год
150 просмотров
Шовковковская А.
Эксперт по предмету «Социология общая»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ 6 1.1 Общие понятия социологии музыки 6 1.2 Музыка как социальное представление 10 2 СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ МУЗЫКИ КАК ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ 17 2.1 Рационализация в музыке у М. Вебера 17 2.2 Музыкальная социология в работах Т. Адорно 19 2.3 Особенности социологии музыки после Т. Адорно 23 2.4 Исследование музыки в современный период 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
Читать дальше
Актуальность темы обусловлена целым рядом обстоятельств. Интенсивные трансформационные процессы современного российского общества изменили не только общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и духовно-нравственный мир людей, модифицировали духовное потребление вообще и потребление музыки в частности. В настоящее время возникает новая ценностно-ориентационная система принципов и стандартов, определяющая модификацию ценностных ориентаций, предпочтений, моделей поведения людей.


Многие хотят знать: какова цена курсовой по МДК? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


. Непременным компонентом, формирующим ценностно-ориентационные системы, является музыка, которая вошла в жизнь практически всего населения страны. Причем музыка самая разная, как по форме, так и в содержательно-ценностном плане. В связи с этим актуализируется проблема музыкальных предпочтений и их связь с ценностным миром людей. Разнообразные музыкальные произведения коррелируют с ценностным миром людей, принадлежащих к различным субкультурам. Центральное место в современном гуманитарном знании занимают проблемы человека. Для музыкознания эта проблематика не менее актуальна. Значимость ее определена тем, что в информационном обществе музыка становится неотъемлемой частью социума, включаясь не только в художественные контексты, но и прозаически бытийные. Музыкальные форматы ТВ и радиоканалов, аудио реклама, бытовая аудиотехника, музыка в торговых центрах как часть маркетинговых технологий, музыка в системе сотовой связи. Не продолжая далее, отметим очевидное: человек живет в напряженном поле аудио информации, мощно воздействующей на мышление, этику, мораль, представления о ценностях бытия . Глобальная распространенность, вездесущность массовой культуры приводит сегодня к снижению роли институтов семьи и образования в музыкально-воспитательном процессе, выдвигая на первый план СМИ. Сила их воздействия так велика, что создается прецедент: познавательный материал и творческий импульс молодые получают от экранной культуры, а не из традиционных источников. СМИ, главным образом, формируют рекреативные музыкальные потребности у молодежи, и мир музыкальных грез заменяет им подлинное искусство . Информационному звуковому потоку легче функционировать в лишенной жестких нормативных установок среде подростков, где он становится все более значимой социализирующей инстанцией. Российские социологи фиксируют: • происходит обеднение всех видов досуговой деятельности, а его модернизированные формы недоступны для слоев молодежи, ориентированных на выживание; • СМИ контролируют значительную часть молодежного досуга, в результате, происходит расширение электронных средств его организации: телевидение, коммуникации через Интернет, компьютерные игры; • все большая часть российских подростков проводит свой досуг «на улице», общаясь друг с другом, что ведет к вульгаризации и криминализации отношений в молодежных сообществах. Поэтому, «жаргон, татуировка, язык жестов, воровской шансон стремительно интегрируются в их культуру»; • постоянным компонентом молодежного досуга становится посещение баров, ночных клубов и дискотек . В современной социокультурной ситуации, когда музыкальное искусство начинает функционировать как часть культурного производства и проектирования, актуальным становится новый подход к его изучению и пониманию. Исследовательский ракурс в социологии музыки смещается с музыкального произведения и его эстетической оценки (как это происходит в традиционном искусствознании) к рассмотрению процессов функционирования и развития музыкальной культуры как социального института, к выявлению его закономерностей и механизмов, осознанию ее прагматической составляющей. Объектом исследования является социология музыки. Предметом исследования – социология музыки как области знания. Целью работы является исследования общего понятия социологии музыки, ее становления и современного состояния.

Читать дальше
Таким образом, социология музыки сегодня еще находится в эмбриональном состоянии. На проблемы и вопросы, поставленные перед ней, до сих пор не найдены четкие ответы. Можно лишь кратко обозначить некоторые из них: • особенности бытования разнообразных жанров, стилей и направлений музыки в различных молодежных аудиториях; • дифференциация слушателей; • место рок- и поп-музыки в молодежной субкультуре. Кроме того, перед музыковедами и социологами должна быть поставлена проблема восприятия массовых музыкальных жанров с учетом различных аспектов, в том числе и уровнем образования, и социальным статусом и даже национальной идентификацией. Социология музыки может опираться на широкий арсенал методов, разработанных в рамках музыкальной социологии. Это устные и анкетные опросы, непосредственные наблюдения, «звучащая анкета» и тому подобное. «Звучащая анкета» – представляет собой набор произведений разных жанров, стилей и направлений. Произведения эти могут звучать фрагментарно и полностью. Преимущество такой анкеты состоит, прежде всего, в том, что она не требует от респондентов теоретического осмысления собственных представлений о тех или иных жанрах и стилях; позволяет также оценивать их по определенной шкале (по усмотрению экспериментатора). Однако музыкальная социология не должна сводиться лишь к изучению вкусов и пристрастий, иными словами, к «статистике». В ее задачи должно входить выявление закономерностей функционирования массовой музыки в молодежной среде. Подытоживая, можно дать следующее определение: Социология музыки – наука о закономерностях распространения и функционирования массовой музыки в молодежной среде, или, иными словами, – об особенностях взаимодействия между поп- музыкой и различными социальными слоями, эту музыку потребляющими. В заключение отметим, что музыкально-социологическое познание до сих пор остается неудовлетворительным. Оно распадается на научность ради научности, с одной стороны, что редко бывает плодотворно, и бездоказательные утверждения, – с другой. Его открытия касаются простых аналогий. Догматический осадок проявляется и тогда, когда музыкальная социология исходит из последовательной теории общества. Но мало пользы от тезисов музыкальной социологии, которые – только чтобы иметь твердую почву под ногами – ограничиваются привычками потребителей или же допускают музыку как социологический предмет только там, где существует нечто вроде массового базиса для ее распространения. Музыкально-социологическая наука должна иметь дело с социальным воздействием музыки, а не с самой музыкой; что до музыки, то ею должны заниматься теория музыки, наука о духе, эстетика. Также хотелось бы отметить, что рок- и поп- музыкальная социология не идентична социологии общей и музыкальной, поскольку сама рок-и поп-музыка во всем ее разнообразии не подвластна закономерностям, действующим в академической музыке. Но она может использовать методологию этих наук, тесно связана с музыкознанием и искусствознанием, культурологией, педагогикой и психологией. Музыка выступает в роли медиума, служащего для превращения социального опыта в личностный смысл. Психологическая роль общения через музыку заключается в обретении идентификации с группой, слияния с ней и решения таким способом проблемы нахождения своей внутренней идентичности (своего Я) на определенном этапе становления личности. При этом сама по себе современная музыка выполняет двоякую роль: она может объединять по принципу общих интересов либо служить барьером между представителями различных социальных групп. Музыка – это не только специфическое средство коммуникации. Наряду с литературой, телевидением и кино она оказывает большое влияние на формирование личности молодых людей. В связи со спецификой канала аудиального восприятия музыка воздействует на индивида вне зависимости от того, хочет он этого или нет. То, что мы слушаем ежедневно, осознанно или в качестве звукового фона ложится в глубины подсознания и отражается на идентичности. Особенно это касается того периода, когда она еще не сформирована и наиболее чутко реагирует на внешнее воздействие. В процессе усвоения музыкальные образцы проходят фильтрацию, разделяясь на любимые и нелюбимые. На этот механизм во многом влияют особенности характера и темперамента индивида, его социальное окружение, социально-демографические показатели (пол, возраст, образование, статус), а также воздействие СМИ. На формирование музыкальных предпочтений влияет уровень образовательного капитала. При этом наиболее важна не количественная его характеристика (например, среднее или высшее), а качественная (к примеру, статус конкретного учебного заведения). Музыкальные предпочтения являются показателем субкультурной принадлежности молодежи: представители родственных субкультур демонстрируют схожие музыкальные вкусы, а противоположных – различные. Учитывая то, что проблема формирования среднего класса является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества, изучение музыкальных предпочтений и их роли в конструировании идентификации подрастающих поколений является продуктивным основанием для разработки специальных программ в сфере молодежной политики, образования и культуры.
Читать дальше
1. Адорно, Т.В. Введение в социологию музыки // Т.В. Адорно. Избранное: Социология музыки. – СПб: Университетская книга, 1998 2. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1984 3. Борисова, Е.Б. Музыка как фактор формирования молодёжных субкультур: социологический анализ: Дис. канд. социол. наук: 22.00.06 СПб, 2005 193 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib. ua-ru.net/diss/cont/162318.html 4. Вебер, М. Рациональные и социологические основания музыки // М. Вебер. Избранное. М.: Юрист, 1994 5. Дамберг, С.В., Семенов В.Е. «Социология музыки» Теодора Адорно и современная музыкальная культура: Эссе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т.7. – № 2 6. Зинькевич, Е. В объятиях государства: Музыковедение и государственная идеология // Материалы конференции «Музыкальная наука на постсоветском пространстве-2010», 27 Февраль 2010 7. В объятиях государства: Музыковедение и государственная идеология 8. Карасева, М.В. Курс социологии музыки в высшей школе экономики: специфика междисциплинарных контактов // Социологический журнал, 2007. – № 6 9. Кирнарская, Д.К. Музыка больше чем музыка: социология потребления звукового контента // Прагматика культуры. [Электронный ресурс]: http: //artpragmatica.ru/hse/?uid=457 10. Ковалева, А.И. Социология молодежи: теоретические вопросы / А.И. Ковалева, В.А. Луков. – М.: Социум, 1999. – 351 с. 11. Коган, Л.Н. Социология: проблемы духовной жизни: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Когана. – Челябинск, 1992 12. Козлова, Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я» // СОЦИС. 1995. – № 5. – С. 102-109 13. Кремлёв, Ю.А. О месте музыки среди искусств. – М.: Музыка, 1966. – 64с. 14. Крылова, А.В. Музыка в контексте современных информационных технологий // Мат. междунар. науч. конф. «Социология музыки». - М., 2007 15. МакКормик, Л. Музыка как социальный перформанс // Социологическое обозрение, 2010. – № 2. – С. 106-112 16. Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Соц. исследования. – 2002. ? № 10. – С. 79-87 17. .Розов, М.А. В поисках Жар-птицы // Вопросы философии. 2005. – № 6. – С. 63-82 18. Романова, Л.В. Социологические аспекты жанра // Материалы конференции «Музыкальная наука на постсоветском пространстве-2010», 27 Февраль 2010 19. Смирнов, Б.Ф. К проблеме типологии слушательской аудитории симфонических концертов // Спецсеминар музжурналистики // CоцИС, № 10 – 2004 20. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура: монография / А.Н. Сохор. – М.: Советский композитор, 1975. – 202 с. 21. Сохор, А.Н. Композитор и публика в социалистическом обществе // Музыка в социалистическом обществе: Сб. ст. / Сост. А.А. Фарбштейн. – Л.: Музыка, 1975. – Вып. 2. – С. 5-20 22. Теодор В. Адорно Избранное: социология музыки. – СПб: Университетская книга, 1999. – 445 с. 23. Чернокожева, Е. Развлечение и повседневность. // Урбанизация и развлекательная культура (сб.ст.) / Под ред. Е.В. Дукова. – М., 1991 24. Чухров, К. Интродукция // Адорно Т.В. Философия новой музыки. – М.: Логос, 2001 25. Интернет-ресурс: http://belcanto.ru/sociologia.html Социология музыки
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image