ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6 1.1. Образовательный компонент «окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе 6 1.2. Система методов обучения в рамках освоения дисциплины окружающий мир 9 1.3. Индивидуальный подход к обучению на уроках окружающего мира 14 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 19 2.1. Методологическая основа индивидуальных заданий на уроках окружающего мира 19 2.2 Повышение качества знаний младших школьников посредством индивидуальных заданий на уроках окружающего мира 21 2.3 Определение эффективности комплекса индивидуальных заданий, направленных на повышение качества знаний на уроках окружающего мира 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56

Методические приёмы обучения на уроках окружающего мира

дипломная работа
50 страниц
100% уникальность
2012 год
131 просмотров
Шумейко Ю.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6 1.1. Образовательный компонент «окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе 6 1.2. Система методов обучения в рамках освоения дисциплины окружающий мир 9 1.3. Индивидуальный подход к обучению на уроках окружающего мира 14 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 19 2.1. Методологическая основа индивидуальных заданий на уроках окружающего мира 19 2.2 Повышение качества знаний младших школьников посредством индивидуальных заданий на уроках окружающего мира 21 2.3 Определение эффективности комплекса индивидуальных заданий, направленных на повышение качества знаний на уроках окружающего мира 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
Читать дальше
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.


Доверьте написание дипломной работы по архитектуре профессионалам из Work5. Мы занимаемся подготовкой дипломных работ уже более 15 лет. Средняя оценка наших дипломов 4.87.


. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психологическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития. Педагоги с древних времён выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания, и «учение активное» посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Несмотря на ожесточённые споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что речь идёт о двух принципиально важных путях получения образования. В различные времена соотношение их в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой. Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта наблюдалась в периоды реальной демократизации образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность ребёнка к познавательной. Главная цель такого обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Проблеме организации учебно-исследовательской работы учащихся уделялось большое внимание учеными и практическими работниками на длительном пути исторического развития методики обучения естествознанию в общем и окружающему миру, в частности: О.И. Дмитриевой, А.А, Кирсанова, Е.Ф, Козиной, Н.Г. Морозовой, Е.С. Рабунским и многими другими. Преобладание репродуктивных методов в современном образование вызывает протест со стороны современных специалистов, но всё же многие учителя испытывают трудности в применении методов обучения на уроках. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования - «Методические приемы обучения на уроках окружающего мира». Всё вышесказанное определило объект нашего исследования: теория и методика обучения учебному предмету окружающий мир. Предметом же обучения являются методические приемы обучения на уроках окружающего мира. Цель исследования - показать особенности организации обучения в начальной общеобразовательной школе на уроках окружающего мира. Гипотеза исследования: качество повышения знаний младших школьников будет выше, если: 1) индивидуальные задания разрабатывать по модульному принципу, т.е. выбирая задания из разных учебных пособий; 2) индивидуальные задания использовать разноуровневого содержания, с учетом психолого-педагогических особенностей и успеваемости младших школьников. Задачи исследования: 1. Определить специфику образовательного компонента «Окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе 2. Выявить особенности системы методов обучения в рамках освоения дисциплины окружающий мир 3. Определить особенности индивидуального подхода к обучению на уроках окружающего мира 4. Сформировать методологическую основу индивидуальных заданий на уроках окружающего мира 5. Спланировать и реализовать педагогический эксперимент, направленный на определение перспектив использования индивидуальных заданий как методических приемов в рамках обучения окружающему миру Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: 1) Изучение педагогической и методической литературы; 2) Общелогические методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения; изучения педагогического опыта учителей начальной школы. 3) Педагогический эксперимент Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена истории вопроса и основным понятиям темы. Так же мы рассматриваем место индивидуального подхода в обучении. Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по изучению особенностей применения индивидуального обучения в образовательном процессе.

Читать дальше
Преподавание курса окружающий мир основывается на ФГОС НОО. Принципиальной особенностью стандарта является его ориентация на сохранение и развитие вариативности в системе изучения окружающего мира. Учебный материал служит основой для разработки вариативных программ, создает широкие возможности для использования в учебном процессе различных новаторских методологических подходов, для применения разноуровневого содержания образования, ориентирующего учителя на индивидуальные задания, индивидуальный подход и учет индивидуальных особенностей младших школьников; Индивидуальный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения с целью учета особенностей их контингента. Он является комплексом методологических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Реализация индивидуального подхода в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого младшего школьника или отдельно взятой группы Учитель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что меры, с успехом примененные к одному младшему школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие мероприятия должны дополняться учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников. Учитель должен предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Учет психолого-педагогических особенностей необходим для выбора и осуществления таких мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности школьника, состоянию, в котором он данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект. Работу с младшими школьниками необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь понять, причины отрицательного отношения к школе и учению. Если учитель не знает или не понимает этих причин, то ему трудно бороться и со следствиями, с результатами. Решая проблему возможности использования новаторских методологических подходов, при разработке индивидуальных заданий для повышения качества знаний младших школьников мы пришли к выводу, что этому способствует разработка заданий по модульному принципу, ибо модульное обучение базируется на позициях деятельного, активного, индивидуального подхода к каждому младшему школьнику. Рассмотрев методологическую основу и особенности построения индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» можно сделать вывод, что использование одного какого-либо из курсов по предмету «Окружающий мир» недостаточно для разработки индивидуальных заданий с учетом поиска новых форм обучения. Однако если индивидуальные задания разрабатывать по модульному принципу, т.е. выбирая задания из разных учебных пособий, то качество повышения знаний младших школьников будет выше. Такие индивидуальные задания дают возможность для каждого младшего школьника включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данный принцип разработки индивидуальных заданий способствует продвижению каждого младшего школьника на более высокий уровень успеваемости. Подводя итоги, проведенным повторным диагностическим мероприятиям, хочется ещё раз отметить, что индивидуальные задания, разработанные по модульному принципу и разноуровнего содержания, повышают все параметры качества знаний. Анализируя результаты исследования можно отметить, что знания младших школьников стали более глубокими и разносторонними. Существенно повысилось владение смыслом, умение оперировать понятиями. Наиболее ощутимый прогресс в развитии умения доказывать, аргументировать своё мнение. Умение использовать свои значения в практическом отношении так же улучшилось. Таким образом, индивидуальные задания, разработанные по модульному принципу, т.е. выбирая задания из разных учебных пособий, разноуровневого содержания и с учетом психолого-педагогических особенностей будут способствовать повышению качества знаний младших школьников по предмету окружающий мир.
Читать дальше
1. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении / А.А. Бударный // Советская педагогика, 1965. – №7. – С.18-20. 2. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с 3. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 кл./ О.И. Дмитриева, О.А. Макрушина – М.: ВАКО. 2004 – 368с. 4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема./ А.А. Кирсанов – М.: Казань, 2002 – 185 с. 5. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: высшее профессиональное образование / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с. 6. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 112-116. 7. Морозова Н.Г. Формирование познавательного интереса у детей / Н.Г. Морозова – М.: Педагогика – Пресс. 2005 – 96 с. 8. Монголина Л.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках природоведения// Начальная школа. 2006 – №3 – С.12-15 9. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. – М.: Детская литература, 1975. – 303 с. 10. Планируемые результаты начального общего образования / под. ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 120с. 11. Поглазова О.Т. Методические рекомендации по изучению интегрированного курса Окружающий мир: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. – с. 58. 12. Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. / Е.С. Рабужский – М.: Гардарики, 2006 – 115 с. 13. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа самостоятельной деятельности). / Е.С. Рабунский – М.: Педагогика.2005 – 186 с. 14. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. 15. Салеева Л.П. Учебные задания по изучению и охране природы в начальной школе// Начальная школа. – 2004. – №3 – С.12-13 16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image