Самый сложный этап в учебе это написание диссертации по юриспруденции. Чтобы облегчить это вы можете заказать написание диссертации у нас!
.Г. Лоуренс, Дж. Джойс ставили перед собой именно такие задачи. В 60-70-е годы потребность в такого рода поиске снова заявляет о себе. Среди откликнувшихся на нее был и один из ведущих английских прозаиков Джон Фаулз. Творчество Джона Фаулза — одно из наиболее ярких явлений современной литературы. Его произведения отличаются самобытностью, оригинальностью, исполнены огромного мастерства. Каждое из них — это целый мир, в котором самым причудливым образом сочетаются литературные традиции различных эпох. Достигается это во многом за счет использования писателем реминисценций. Благодаря им произведения Д. Фаулза приобретают особое звучание. Рассматриваемые в его творчестве проблемы, явления современной действительности осмысляются сквозь призму событий далекого прошлого и тем самым раскрываются в новых, а порой совершенно неожиданных гранях. Более того, обращение Фаулза к творчеству писателей, художественным традициям литературы предшествовавших эпох обусловило жанровое, стилистическое своеобразие его произведений. Ярким примером тому служит роман «Любовница французского лейтенанта». Данное произведение представляет собой своеобразный синтез времен. Джон Фаулз — писатель, оцениваемый критикой как «самый интересный и важный талант послевоенного периода», — родился в 1926 г. в Эссексе, в зажиточной семье, получил образование в Оксфордском университете, где специализировался в области романо-германской филологии, преподавал во Франции, Греции, Англии и оставил преподавание только в 1963 г., когда успех первого опубликованного романа «Коллекционер» позволил писателю всецело посвятить себя творчеству. Перу Фаулза принадлежат романы («Коллекционер», 1963; «Волхв», 1965; «Любовница французского лейтенанта», 1969; «Дэниел Мартин», 1977; «Мантисса», 1983; «Червь», 1985); стихи, сборники рассказов («Башня из черного дерева», 1974), литературно-философские работы («Аристос», 1964), эссе («Острова», 1978; «Дерево», 1979; «Загадка Стоунхенджа», 1980; «Кротовые норы», 1998). При всем многообразии тем и образов, богатстве художественного изображения, эти произведения объединяет ключевая для писателя проблема: обретение самосознания как необходимого условия достижения свободы. Вопрос о принадлежности Фаулза к постмодернизму не поддается однозначной трактовке. Несомненно наличие в его произведениях тех экспериментальных форм, которые характеризуют феномен постмодернизма. Говоря о постмодернизме, Фаулз не принимает его «крайностей», но считает возможным использование интеллектуального инструментария этого течения, свободно оперируя спонтанным письмом с нюансами грамматологии Дерриды и мифологии «по Барту». При этом главное, считает автор «Любовницы...» и «Волхва», заключается не во владении техникой, — а она, надо признать, у Фаулза блестящая, но в мировоззренческих установках писателя. Некоторые исследователи считали важнейшим признаком постмодернизма «дегуманизацию планеты и конец человечества». В противоположность этому основу мировоззренческих и творческих позиций Фаулза составляет гуманизм, свою писательскую задачу автор «Коллекционера» и «Любовницы французского лейтенанта» видит в духовном совершенствовании и обновлении человека. Писатель верит в возможности разума, являющегося, по его мнению, условием и критерием свободного движения. В одном из интервью он признался: «Я гуманист номер один. Я верю в гуманизм, который в философском смысле потерпел крах». И все же мировоззренческие установки Фаулза во многом близки постмодернистским. Это протест против тирании окаменелых социальных и духовных норм, привычных критериев оценки изменившейся действительности. Это развенчание представлений об абсолютной истине и абсолютной власти. В обоих случаях признается необходимость многовариантных форм человеческого бытия и конечность человеческого существования, необходимость научиться жить с этим знанием. И даже понимание гуманизма как «философии компромисса» очень близко постмодернистскому поиску компромисса как условия человеческого выживания. Роман «Любовница французского лейтенанта» будучи созданием писателя, не до конца разделяющего постмодернистское представление о мире, вне всяких сомнений является прекрасной иллюстрацией постмодернистского исторического романа. Это лишь доказывает, что творчество такого талантливого и глубокого художника слова, как Джон Фаулз, не терпит однозначных оценок, не может ограничиваться рамками одной идейно-эстетической системы, даже такой многообразной, как постмодернизм. Роман был написан в шестидесятые годы ХХ столетия. Описываемые же в нем события развиваются в Викторианскую эпоху. А при характеристике героев, раскрытии их внутреннего мира Д. Фаулз обращается к реалиям XVII-XVIII веков. Работа над романом по характеру была близка к научному исследованию. Потребовалось погружение в эпоху, изучение быта, одежды, исторического фона, но и в этом процессе отразилась дерзость современного, далеко не музейного отношения к прошлому: «Нечего пытаться написать роман, который «забыл» написать кто-то из великих викторианцев, novel - значит «новое» , - отмечал Д. Фаулз по этому поводу. Задачи нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом: Рассмотреть нравы эпохи, представленной автором в романе. Проанализировать авторские приемы, с помощью которых Д. Фаулз изображает викторианство в романе. Объект исследования - викторианская эпоха, представленная в романе Д. Фаулза «Подруга французского лейтенанта» При написании работы мы использовали следующие методы и приемы: • исследование текста «вслед за автором»; • работа с критическими источниками, в частности, работ Н.В. Арнольда, Н.Я. Дьяконовой, С.И. Филюшкина, Н.Ю. Жлуктенко; • культурно-исторический, сравнительный анализ текста. Анализу романа "Женщина французского лейтенанта" посвящена обширная и серьезная литературоведческая литература. Однако мнения исследователей существенно расходятся как по поводу природы и жанра романа, так и его внутренней интерпретации. Роман "Женщина французского лейтенанта" интерпретируется исследователями то как исторический роман или ромэнс (romance) (например, И. Кабановой в ее диссертации "Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-70-х гг. (Дж. Фаулз и Б.С. Джонсон)" - 1986 г.), то как роман духовного поиска (например, В. Фрейбергс в диссертации "Творческий путь Дж. Фаулза", 1986 г.), то как роман-эксперимент. Так, характеризуя роман в целом, В.В. Ивашева пишет: "Женщина французского лейтенанта" - роман-эксперимент: автор как бы беседует с читателем, вмешиваясь в повествование, демонстрируя свое присутствие в нем и создавая иллюзию романа в романе. Он воскрешает прозу 19 в., персонажи его копируют известных героев Диккенса, Теккерея, Харди, Бронте и других классиков реализма, но в свете ХХ в. "Женщина французского лейтенанта" обнаруживает типичные черты художественной прозы нашего времени - философическую тенденцию, осложненность структуры, искания в области формы реалистической" . Давая оценку проблематики этого романа в целом, А. Долинин справедливо отмечает, что "никого из своих героев Фаулз не заставил делать свой выбор в ситуации столь сложной и трудной, столь чреватой гибельными последствиями, как Чарльза Смитсона, главного героя романа "Подруга французского лейтенанта" . А в заключение анализа делает вывод: "... хотя взгляды Фаулза противоречивы, хотя он подчас преувеличивает значение морально-этической и биологической сфер бытия в ущерб сфере социальной, общая гуманистическая направленность его романа, его вера в торжестве "человека в человеке", его страстная критика буржуазного конформизма не может не вызвать у нас сочувствия и уважения" . При всем обзоре критической литературы следует отметить, что российские и украинские литературоведы (например, И. Кабанова , В. Фрейсберг ) были более всего склонны к оценкам прозы Дж. Фаулза в контексте реалистической традиции. Английские же и американские исследователи (в частности, С. Лавди и др.) скорее более благосклонны к идее постмодернистской основы поэтики писателя. Представление о Дж. Фаулзе как о тотально постмодернистском писателе формируется в последнее время (например, в обзорах И. Ильина , В. Курицына ). В критических источниках существует несколько точек зрения относительно рассмотрения Фаулзом викторианской эпохи. Так, С.И. Филюшкина считает, что Фаулз рассматривает викторианскую эпоху как определенную социокультурную систему, предписывающую человеку жесткий набор норм поведения и способов моделирования действительности. Н.Ю. Жлуктенко, вводя понятие «рефлексии» над викторианской эпохой, считает, что данный роман сродни сатирическому. По мнению Н.Я. Дьяконовой, строгая карательная викторианская модель с ее панической боязнью плоти, с ее дуазизмом души и тела, с ее подавлением природных инстинктов и влечений не вызывает у Фаулза никакого сочувствия, ибо для писателя физическое и духовное в человеке неразделимо слиты, но даже эта мораль кажется ему предпочтительнее нравственной распущенности, которая на самом деле не освобождает, но выхолащивает, дегуманизирует чувство. Запрет же, по мысли Фаулза, способен одухотворять страсть, придать ей дополнительную остроту и глубину.