Введение 3
Образование СНГ и его развитие до 2011 года 5
Осетия, Абхазия, Таджикистан и т.д. Роль России в этих конфликтах. 15
Абхазия и Южная Осетия 17
Нагорный Карабах 20
Приднестровье 23
Северный Кавказ 27
Зоны возможного возникновения межнациональных и межэтнических конфликтов 40
Заключение 43
Список литературы 45
Читать дальше
Все перечисленные выше конфликты и предпосылки к новым столкновениям
сторон на постсоветском пространстве в той или иной степени оказывают свое
дестабилизирующее влияние на общую обстановку в регионе. Активизация усилий
российского руководства на этом направлении и миротворческая деятельность
России в последние годы постепенно начинают приносить свои плоды.
Главным итогом этой деятельности явилось повсеместное прекращение
кровопролития, разъединение противоборствующих сторон, предотвращение
гуманитарных катастроф, переход конфликтов в стадию замороженных,
недопущение концентрации в зонах нестабильности международных террористов и
экстремистских организаций, создание условий к возобновлению мирного
диалога между сторонами конфликта напрямую и с участием международных
посредников.
В течение всего периода после распада Советского Союза предпринимались
неоднократные попытки урегулировать конфликты, предлагались многочисленные
проекты по примирению сторон, достижению компромиссов. Однако итоги
оказались далекими от изначальных ожиданий. Из восьми вооруженных
противостояний, случившихся в период после 1991 года, только урегулирование
последствий гражданской войны в Таджикистане можно считать успешным
примером преодоления многолетней вражды. Лишь в этой республике удалось
перейти от переговорного процесса к практическим действиям по выстраиванию
постконфликтной конфигурации.
Во всех остальных случаях насилие прекращалось либо в результате
военной победы, либо вследствие взаимного истощения ресурсов сторон. Но
механизмы компромиссного согласования интересов, которые базировались бы на
взаимном доверии, демократизации и экономической выгоде, не принимались
сторонами конфликта, а также и заинтересованными странами или группами
стран.
Тем не менее, данная констатация не означает, что урегулирование
конфликтов является обреченным на провал делом. В этой связи нам кажется
перспективным не повторение многочисленных предложений, звучавших в 1991-
2011 гг., и не отдельные рекомендации по частным случаям, а формирование
общих методологических принципов урегулирования конфликтов на постсоветском
пространстве. Применительно к каждой отдельной ситуации эти принципы могли
бы наполняться конкретным эмпирическим материалом для принятия на их
основе эффективных практических решений.
Исходя из принципа реалистического миротворчества, необходимо при
выстраивании переговорного процесса отказаться от стремления к одноактному
урегулированию в иллюзорной надежде на то, что оно может завершиться
подписанием "вечного мира". Ни в одном из постсоветских конфликтов
невозможно без длительного согласования, в одном пакете, разрешить все
болезненные вопросы (статус, беженцы, реституция имущества). Увенчаться
успехом может лишь постепенное продвижение к компромиссу, при котором
каждый новый шаг будет укреплять взаимное доверие сторон.
Таким образом, постсоветские конфликты могут быть успешно разрешены на
поэтапной основе с акцентом на разрешении текущих вопросов безопасности,
гуманитарных проблем.
Читать дальше
1. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года / Официальный сайт
Исполнительного комитета СНГ.
2. Аналитический доклад «итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на
перспективу» /Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ.
3. Богданович В.Ю., Маначинский А.Я., Бутенко С.Г. Конфликты и войны после
распада СССР. Житомир, 2006.
4. Государственность Приднестровья: история и современность. – Тирасполь:
Полиграфист, 2007.
5. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества по противодействию
новым вызовам и угрозам в сфере обеспечения региональной безопасности.
Матер. науч.-практ. конф. М., 2009.
6. Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель–Observer»
http://www.rau.su/observer/
7. Журнал "Право и безопасность" http://dpr.ru/pravo/pravo_about.htm
8. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском
пространстве. М., 1996.
9. Кавтарадзе С.Д. Этнополитические конфликты на постсоветском
пространстве. М., 2005.
10. Либман А.М., Хейфец Б.А. Экспансия российского капитала в страны СНГ.
М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
11. О возникновении современного Российского государства. Краткий историко
– правовой очерк / А.В. Светозаров // Закон и право. -2006.
12. Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии.
Август 2008 года. М., 2008.
13. Первые нормативные акты демократической России / А.В. Светозаров //
Министерство юстиции России: история и современность 6 Материалы
межвузовской научно – практической конференции. М.,2003
14. Постановление Межпарламентсткой Ассамблеи государств – участников СНГ о
дополнениях и изменениях в Устав СНГ от 12 мая 1995г.
15. Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве
(Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан).
М., 2002.
16. Российский государственный гуманитарный университет. Официальный сайт
http://www.rsuh.ru/
17. Сетевой журнал "Фонд исторической перспективы"
http://www.perspektivy.info/
18. Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года / Официальный сайт
Исполнительного комитета СНГ.
19. Тезисы выступления посла России в Молдавии В.И.Кузьмина на конференции
«Гражданская идентичность и европейская интеграция как факторы развития
молдавской государственности» (Вадул луй Водэ, 5-6 октября 2011 года),
http://www.moldova.mid.ru/press-slujba/pr_10_121.htm
20. Устав СНГ от 22 января 1993 года / Официальный сайт Исполнительного
комитета СНГ.
Читать дальше