В процессе дальнейшего развития и либерализации финансового рынка России, в процессе его дальнейшей интеграции в мировое финансовое пространство все более актуальным становится изучение опыта иностранных стран относительно путей такой интеграции и относительно избежания ее негативных последствий. О важности решения проблем мировых финансовых кризисов говорит и то, что последние заседания МВФ посвященные именно этой проблеме, поэтому поиск путей предотвращения возникновения кризисов, принятие необходимых мер для смягчения и ликвидации их следствий принадлежат к числу главных задач при интеграции России в мировое финансовое пространство.
Результатом решения этих задач должны быть заблаговременное выявление и ликвидация предпосылок финансовой нестабильности, ограничение национального рынка от негативного влияния международных кризисных процессов и в идеале - создание условий, при которых возникновения финансовых кризисов есть невозможным. Поэтому считаю необходимым рассмотреть методы и инструменты государственной политики, направленной на достижение этих целей.
В первую очередь к таким методам можно отнести методы контроля над международными потоками капиталов. Эти методы развивались одновременно с общей либерализацией международного рынка, появлением новых финансовых инструментов и технологическим прогрессом.
В современных условиях, когда страны, которые развиваются, все большей мерой интегрируются к мировому финансовому пространству, в этих странах наблюдаются существенные колебания в объемах приток и оттока инвестиций, который предопределяет необходимость активного использования мер регулирования международных потоков капитала. И если, например, в послевоенный период такое регулирование было обусловлено долгосрочными целями - или стимулированием экономического развития, или задачам сохранить промышленность в собственности национальных корпораций, то в современных условиях регулирования международных потоков капитала, обусловленное в значительной мере именно глобализационными процессами, направленное в первую очередь на регулирование счета текущих операций и недопущение краткосрочных колебаний в платежном балансе.
При этом необходимо отметить, что негативные последствия для экономики страны могут быть связаны как с оттоком, так и с притоком иностранного капитала, поэтому мероприятия по контролю над импортом капитала аналогичные мероприятиям по контролю над экспортом, а сам контроль тесно связан с валютной политикой государства и ограничениями относительно операций текущего счета платежного баланса ( относительно открытия счетов в иностранных банках, валютных операций, и т.п.).
Учитывая изложенное, на сегодняшний день можно выделить три основных пути ограничения международной финансовой активности.
Во-первых, это внедрение налогов или налогоподобных ограничений на международные финансовые операции, которые содействуют повышению стоимости транзакций и соответственно уменьшению их прибыльности. Среди этих мер - так называемый налог Тобина, то есть налог на операции на международном валютном рынке, идея которого была впервые провозглашенная лауреатом Нобелевской премии Джеймсом Тобином в 1978 году, или налог на приобретение ценных бумаг эмитентов другой страны. Среди альтернатив налогу Тобина можно отметить предложения относительно налогообложения всех международных транзакций ( учитывая сложность обособления валютных операций), или, с целью уменьшения именно валютных спекуляций, относительно налогообложения прибылей только от краткосрочных валютных операций.
Следует отметить, что среди приверженцев подобных мер есть не только научные работники-теоретики или политические деятели, но и известные финансисты, такие как Д.Сорос или У.Баффет. Например, У.Баффет высказывался в пользу внедрения 100% налога на все прибыли, полученные от операций с ценными бумагами или деривативами сроком меньше одного года. В то же время внедрения подобных ограничений на международному уровне на сегодняшний день выглядит нереальным, как из-за отсутствия полномочных международных органов, так и учитывая противоположность целей, которые ставят перед собой разные страны при проводке финансовой политики.
К второму пути можно отнести непосредственные ограничения объемов движения капиталов. Например, и осуществление иностранного инвестирования резидентами, и поступление инвестиций от нерезидентов может быть предметом лицензирования со стороны государства. Также может быть предусмотрен лимит относительно объемов иностранных инвестиций в определенные (или все) области, или даже в отдельные предприятия. В условиях РФ примером такой политики есть ограничения относительно присутствия нерезидентов на страховом рынке, или, как опосредствованное ограничение, которое касается не только иностранных инвесторов - запрет приватизации определенных предприятий или областей (например, трубопроводов или атомной энергетики), или запрет на передачу в собственность иностранцам земель сельскохозяйственного назначения.
В конце концов, к косвенным методам контроля над движением капитала можно отнести:
• требования к капиталу финансовых учреждений, которые состоят в необходимости иметь определенную залоговую сумму при проводке международных финансовых операций;
• запрет в уплату процентов по депозитам нерезидентам;
• ограничение относительно объемов банковских активов в иностранной валюте;
• ограничение относительно объемов продажи нерезидентам долговых инструментов - облигаций или инструментов денежного рынка;
• ограничение относительно иностранных заимствований, которые могут устанавливаться в виде или специального налога, или в виде требования внесения специального депозита в центральный банк пропорционально к размеру такого заимствования;
• расширение валютного коридора, то есть зоны допустимого колебания валютного курса, который увеличивает рискованность инвестиций в активы, деноминированные в этой валюте и соответственно содействует сокращению иностранных инвестиций.
Примером применения подобных мер может служить политика Центрального Банка Филиппин, который после кризиса 1996-1997 лет ограничил минимальные сроки иностранных вкладов в местных банках 90 на днях.
Приведенный перечень инструментов есть далеко не полным, и в то же время отображенное разнообразие мер, которые используются с целью предупреждения интенсивного приток и оттока иностранных средств, свидетельствует о постоянном поиске путей снижения побежалости международных финансовых рынков и старание большинства стран ограничить влияние субъектов мирового финансового рынка на развитие национальной финансовой системы.