Если не знаете, где купить реферат , напишите в Work5.
. Феномен диалога культур имеет довольно широкую трактовку. Как однажды заметил М. М. Бахтин, «мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответы на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои стороны, новые смысловые глубины» . Исследования связей русской и европейской культур дают уникальную возможность задать вопросы о нас самих другой культуре, другому народу, другой стране, посмотреть на себя со стороны, понять, как ОНИ нас видят, что о нас думают и как в таком случае мы должны строить отношения с остальным миром. Грядущее историческое развитие, по мнению С. Хантингтона , будет ознаменовано конфликтом культур, так как противостояние идеологий на сегодняшний день исчерпало себя. Согласно другому исследователю Ф. Фукуяме либерализму удалось доказать свою жизнеспособность – коммунизм был похоронен под обломками Берлинской стены в 1989 году, а другой сколько-нибудь конкурентоспособной идеологии мир еще не придумал. Единственным способом избежать конфликта культур является взаимодействие культур или межкультурная коммуникация - «взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам» . В современном мире наметились две противоположные тенденции – с одной стороны, глобализация, интеграция, унификация разных областей жизни общества, а с другой стороны автономизация народов и дифференциация культур. Это приводит к актуализации парадигмы «свой» - «чужой» - «другой», то есть пришло время самоопределения в уже новом мире, так как, по мнению многих исследователей, международные отношения, основанные на старых догмах и стереотипах, безнадежно устарели и не могут служить основой для эффективного взаимодействия стран и народов. С крушением советского строя, с изменением геополитической расстановки сил на миро-вой карте рухнули и прежние международные отношения. Основой для возведения новых должны послужить знания об участниках этих отношений, а не домыслы, поэтому сегодня, несомненно, важным представляются как знания о партнерах, так и понимание, как нас самих видят наши партнеры. Для современной России исследования, посвященные этим темам, представляют огромную ценность. Если рассматривать взаимосвязи русской культуры, необходимо отметить ту особенность, что основой для развития диалоговых связей становится пространство не только внутри самой России и между бывшими республиками Союза, но и взаимодействие русской культуры и национальных культур европейских и азиатских стран. Связи между культурами на уровне отношений Востока и Запада развиваются схематично так же, как и взаимодействие региональных культур только иного масштаба. Между Россией и Германией, исторически доказано, существовали сложные отношения. Между немецким и русским народами возникали пе-риодически противоречия и конфликты. Однако вряд ли можно назвать иной неславянский народ, кроме немцев, с которым русские имели бы более тесные и интенсивные контакты, довольно своеобразные и часто заключающиеся в противоборстве. Процесс появления и обоснование приезжих немцев на территории России происходили длительно. Начало было положено в эпоху Ивана Грозного – время, когда в Россию приехало большое число иноземцев. По-настоящему же массовое переселение немцев в Российское государство было зафиксировано в царствование Петра I. Всплеск этого процесса был отмечен учеными и во время периода царствования Екатерины II. Объективно между русскими и немцами можно найти большое количество общих черт: политических, духовных, и культурных. Во всех этих отношениях можно отметить родство русского и немецкого человека, которое не наблюдается между другими народами. Множество теорий, стремящихся объяснить подобное родство, предлагают следующее объяснение: русский и немецкий народы, а возможно и еврейский, принадлежат к, так называемым, метафизическим народам. Подобный факт становится гарантией двусторонней открытости к диалогу русских и немцев. В общем, можно утверждать, что взаимное обучение, обмен идеями и знаниями происходили на разных уровнях и в многочисленных формах, что, безусловно, оказало положительное влияние на становление русской и немецкой культур. И сегодня глубокое изучение любой культуры невозможно без обязательного анализа взаимного влияния, которое происходит со стороны соседних, сопредельных или просто контактирующих государств. С научной точки зрения, проблема диалога культур еще разрабатывается. Но, несмотря на наличие большого количества научных исследований, невозможно констатировать разрешение этой проблемы или хотя бы наличие однозначной ее оценки. Отрицательная оценка влияния европейской культуры на русскую была дана Достоевским, Данилевским и также нашла выражение в трудах основоположников славянофильства (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина). Эта точка зрения развивалась впоследствии представителями русской религиозной философской мысли (И. Ильиным, П. Флоренским, К. Леонтьевым). Противоположное положительное начало в диалоге европейской и российской культур доказывают многие ученые. Подобное мнение распространилось в XX в. В исследованиях и русских, и европейских ученых доминировала идея неизбежности и важности контактов России и Европы. Причем подчеркивалась взаимная польза такого сотрудничества, готового проявиться на разных уровнях. Развитие национальной культуры не может происходить без влияния иных национальных культур. В рамках любой великой культуры можно наблюдать результат связи и перекрещивания нескольких культур, больших и малых. Самоизоляция всегда приводит к культурной деградации. В результате творческого заимствования возникают шедевры культуры. Университетские связи между русскими и немецкими образовательными учреждениями играли в этом взаимодействии особую роль и со временем стали одним из важнейших факторов в истории российских университетов. Зарождение российского университетского образования происходило в условиях тесного контакта с немецкими университетами. Университетские связи стали наиболее интенсивным в первые десятилетия XIX в. Десятки немецких профессоров приезжали читать лекции в российских университетах, в то же время немецкие университеты стали основой для подготовки многих российских профессоров. Значимой причиной для изучения немецкого университетского образования является и то, что в истории немецких университетов, в особенности их изменений в конце XVIII - первой четверти XIX в., ярко отражается вектор развития европейского высшего образования. На территории немецких земель в то время произошел качественный скачок, приведший к становлению «классического университета», осуществляя переход от университета как средневековой привилегированной корпорации к университету как «соединению наук» (universitas litterarum), который находился на государственном субсидировании и контролировался государством, но пользовался широкими внутренними свободами. Этот процесс происходил и в России, так как российские университеты сталкивались со схожими проблемами. Таким образом, изучение связей России с немецкими университетами может ответить на фундаментальные вопросы российской университетской истории. Настоящее исследование посвящено изучению университетских связей между Россией и Германией. Постановка такой цели определила выделение следующих задач работы: 1. Осветить историю Хайдельберга как университетского го-рода, определить значение Хайдельбергского университета; 2. Рассмотреть историю стажировки русских ученых в Хай-дельбергском университете; 3. Определить значение немецкой университетской школы и немецких преподавателей для российских университетов.