ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. РУССКИЕ СВЯЗИ ХАЙДЕЛЬБЕРГА………………………………7 1.1. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ГЕРМАНИИ………7 1.2. ХЕЙДЕЛЬБЕРГ – УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД…………………….12 1.3. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОССИИ В ХЕЙДЕЛЬБЕРГЕ…………………….17 ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ НЕМЕЦКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ…………………………………………….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30

Русский Хайдельберг

курсовая работа
Культура
30 страниц
100% уникальность
2012 год
66 просмотров
Нысанова Э.
Эксперт по предмету «Культурология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. РУССКИЕ СВЯЗИ ХАЙДЕЛЬБЕРГА………………………………7 1.1. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ГЕРМАНИИ………7 1.2. ХЕЙДЕЛЬБЕРГ – УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД…………………….12 1.3. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОССИИ В ХЕЙДЕЛЬБЕРГЕ…………………….17 ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ НЕМЕЦКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ…………………………………………….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30
Читать дальше
Межкультурная коммуникация является неотъемлемой часть со-временной жизни. ХХ в. стал веком всестороннего изучения культур Востока и Запада. Понимание прошлого, анализ настоящего и прогнозирование будущего мировых культур стало возможным при условии изучения диалоговых связей между культурами, закономерностей и условий развития этих связей, как в настоящем, так и в будущем. Исследователями разработаны несколько разнообразных подходов к изучению диалога, что обосновано разнообразными формами диалоговых отношений. Идея диалога вновь стала актуальной в философской науке в середине XX века и постепенно расширила сферу своего влияния. Первые попытки ее осмысления были предприняты в 20-е годы в работах Бубера и Бахтина. Однако исследователи ограничивались пространством этических и эстетических проблем. Тем не менее, М. Бубер определил важность этой идеи, назвав человеческое бытие «диалогической жизнью».


Если не знаете, где купить реферат , напишите в Work5.


. Феномен диалога культур имеет довольно широкую трактовку. Как однажды заметил М. М. Бахтин, «мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответы на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои стороны, новые смысловые глубины» . Исследования связей русской и европейской культур дают уникальную возможность задать вопросы о нас самих другой культуре, другому народу, другой стране, посмотреть на себя со стороны, понять, как ОНИ нас видят, что о нас думают и как в таком случае мы должны строить отношения с остальным миром. Грядущее историческое развитие, по мнению С. Хантингтона , будет ознаменовано конфликтом культур, так как противостояние идеологий на сегодняшний день исчерпало себя. Согласно другому исследователю Ф. Фукуяме либерализму удалось доказать свою жизнеспособность – коммунизм был похоронен под обломками Берлинской стены в 1989 году, а другой сколько-нибудь конкурентоспособной идеологии мир еще не придумал. Единственным способом избежать конфликта культур является взаимодействие культур или межкультурная коммуникация - «взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам» . В современном мире наметились две противоположные тенденции – с одной стороны, глобализация, интеграция, унификация разных областей жизни общества, а с другой стороны автономизация народов и дифференциация культур. Это приводит к актуализации парадигмы «свой» - «чужой» - «другой», то есть пришло время самоопределения в уже новом мире, так как, по мнению многих исследователей, международные отношения, основанные на старых догмах и стереотипах, безнадежно устарели и не могут служить основой для эффективного взаимодействия стран и народов. С крушением советского строя, с изменением геополитической расстановки сил на миро-вой карте рухнули и прежние международные отношения. Основой для возведения новых должны послужить знания об участниках этих отношений, а не домыслы, поэтому сегодня, несомненно, важным представляются как знания о партнерах, так и понимание, как нас самих видят наши партнеры. Для современной России исследования, посвященные этим темам, представляют огромную ценность. Если рассматривать взаимосвязи русской культуры, необходимо отметить ту особенность, что основой для развития диалоговых связей становится пространство не только внутри самой России и между бывшими республиками Союза, но и взаимодействие русской культуры и национальных культур европейских и азиатских стран. Связи между культурами на уровне отношений Востока и Запада развиваются схематично так же, как и взаимодействие региональных культур только иного масштаба. Между Россией и Германией, исторически доказано, существовали сложные отношения. Между немецким и русским народами возникали пе-риодически противоречия и конфликты. Однако вряд ли можно назвать иной неславянский народ, кроме немцев, с которым русские имели бы более тесные и интенсивные контакты, довольно своеобразные и часто заключающиеся в противоборстве. Процесс появления и обоснование приезжих немцев на территории России происходили длительно. Начало было положено в эпоху Ивана Грозного – время, когда в Россию приехало большое число иноземцев. По-настоящему же массовое переселение немцев в Российское государство было зафиксировано в царствование Петра I. Всплеск этого процесса был отмечен учеными и во время периода царствования Екатерины II. Объективно между русскими и немцами можно найти большое количество общих черт: политических, духовных, и культурных. Во всех этих отношениях можно отметить родство русского и немецкого человека, которое не наблюдается между другими народами. Множество теорий, стремящихся объяснить подобное родство, предлагают следующее объяснение: русский и немецкий народы, а возможно и еврейский, принадлежат к, так называемым, метафизическим народам. Подобный факт становится гарантией двусторонней открытости к диалогу русских и немцев. В общем, можно утверждать, что взаимное обучение, обмен идеями и знаниями происходили на разных уровнях и в многочисленных формах, что, безусловно, оказало положительное влияние на становление русской и немецкой культур. И сегодня глубокое изучение любой культуры невозможно без обязательного анализа взаимного влияния, которое происходит со стороны соседних, сопредельных или просто контактирующих государств. С научной точки зрения, проблема диалога культур еще разрабатывается. Но, несмотря на наличие большого количества научных исследований, невозможно констатировать разрешение этой проблемы или хотя бы наличие однозначной ее оценки. Отрицательная оценка влияния европейской культуры на русскую была дана Достоевским, Данилевским и также нашла выражение в трудах основоположников славянофильства (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина). Эта точка зрения развивалась впоследствии представителями русской религиозной философской мысли (И. Ильиным, П. Флоренским, К. Леонтьевым). Противоположное положительное начало в диалоге европейской и российской культур доказывают многие ученые. Подобное мнение распространилось в XX в. В исследованиях и русских, и европейских ученых доминировала идея неизбежности и важности контактов России и Европы. Причем подчеркивалась взаимная польза такого сотрудничества, готового проявиться на разных уровнях. Развитие национальной культуры не может происходить без влияния иных национальных культур. В рамках любой великой культуры можно наблюдать результат связи и перекрещивания нескольких культур, больших и малых. Самоизоляция всегда приводит к культурной деградации. В результате творческого заимствования возникают шедевры культуры. Университетские связи между русскими и немецкими образовательными учреждениями играли в этом взаимодействии особую роль и со временем стали одним из важнейших факторов в истории российских университетов. Зарождение российского университетского образования происходило в условиях тесного контакта с немецкими университетами. Университетские связи стали наиболее интенсивным в первые десятилетия XIX в. Десятки немецких профессоров приезжали читать лекции в российских университетах, в то же время немецкие университеты стали основой для подготовки многих российских профессоров. Значимой причиной для изучения немецкого университетского образования является и то, что в истории немецких университетов, в особенности их изменений в конце XVIII - первой четверти XIX в., ярко отражается вектор развития европейского высшего образования. На территории немецких земель в то время произошел качественный скачок, приведший к становлению «классического университета», осуществляя переход от университета как средневековой привилегированной корпорации к университету как «соединению наук» (universitas litterarum), который находился на государственном субсидировании и контролировался государством, но пользовался широкими внутренними свободами. Этот процесс происходил и в России, так как российские университеты сталкивались со схожими проблемами. Таким образом, изучение связей России с немецкими университетами может ответить на фундаментальные вопросы российской университетской истории. Настоящее исследование посвящено изучению университетских связей между Россией и Германией. Постановка такой цели определила выделение следующих задач работы: 1. Осветить историю Хайдельберга как университетского го-рода, определить значение Хайдельбергского университета; 2. Рассмотреть историю стажировки русских ученых в Хай-дельбергском университете; 3. Определить значение немецкой университетской школы и немецких преподавателей для российских университетов.

Читать дальше
Во второй половине XX - начале XXI века в мире произошли важнейшие, кардинальные изменения, затронувшие все сферы жизни человека: политическую, экономическую, культурную, неотъемлемой частью которой является образовательная сфера. Все это способствовало развитию новых контактов между носителями немецкой и русской лингвокультур. В немалой степени расширению отношений между странами, освоению культурного наследия способствовали университеты, существование и развитие которых до сих пор находится в центре постоянных дискуссий. С университетом связана вся интеллектуальная жизнь общества. Именно он является местом образования и воспитания ярких индивидуумов. Образовательный обмен растет, происходит интернационализация обучения. Для адекватного общения, для лучшего понимания культуры другого народа нам необходимо знание традиций взаимодействия двух культур, народов. Немецкие университеты оказали свое влияние на разные стадии уни-верситетских реформ в России, а их принципы организации отразились в ключевых документах этих реформ. С основанием Петербургской Академии наук многие связи (выраженные в ученой переписке середины XVIII в.) соединили ее с университетами протестантской Германии. Ученые Академии наук или сами приехали из таких университетов, или учились там и поэтому желали появления в России университета, основанного на полных началах автономии, с развернутыми правами и привилегиями. Это непосредственно сказалось на проектах учреждения университета в Петербурге в середине XVIII в. (на базе не имевшего полноценного статуса т.н. «Академического университета»). В то же время именно чересчур широкий набор привилегий, полностью копировавших те, которыми обладали немецкие университеты (право собственной юрисдикции, право самостоятельно возводить в ученые степени, дарование университету земельной собственности, выборность членов корпорации и университетских должностей, освобождение от налогов и полицейских повинностей и т.д.) и непривычных для России, стал одной из причин неудачи этих проектов. Стремление к созданию автономной корпорации отразилось и в проекте основанного в 1755 г. Московского университета, хотя принимавший активное участие в его создании И.И.Шувалов в противовес М.В.Ломоносову сумел ввести туда многие элементы «модернизированного» университета, ограничивавшие автономию. В дальнейшем, преобразования Московского университета рассматривались в 1760-80-е гг. именно в свете возможности дарования ему полной автономии или, напротив, усиления в нем государственного контроля. Такой же была и общая дилемма проектов создания российских уни-верситетов, выдвигавшихся в 1760-80-х гг. и составивших предмет нереализованных университетских реформ Екатерины II. Уже сама многочисленность этих проектов показывала, насколько регулярно «университетский вопрос» обсуждался в екатерининское царствование и какое важное место он занимал в преобразовательных планах императрицы. Подлинный интерес к немецким университетам пробудился в русском обществе в середине XVIII в., и, что замечательно, сперва в среде дворянства Малороссии. С этого времени пребывание в немецком университете вошло в круг образования российских дворян и было связано с восприятием ими особого идеала просвещенного человека, в который входило обязательное знакомство с науками. Для обучения дворянами выбирались именно те университеты, дух которых наиболее соответствовал идеям Просвещения. Важной вехой в начале этого процесса была Семилетняя война, в ходе которой несколько десятков русских дворян впервые побывали на скамьях немецкого университета, приезжая во временно присоединенный к России Кенигсберг. При этом обучение русских студентов в Германии носило, как правило, длительный характер, предполагало серьезное изучение университетских предметов и этим отличалось от образовательных путешествий той же эпохи (хотя иногда образовательные путешествия могли венчать процесс получения образования в немецких университетах). В начале царствования Екатерины II правительство предпринимало заметные усилия для поощрения образовательных поездок за границу, а в 1770-х гг. инициатива такого поощрения уже перешла в частные руки, к отдельным семьям русской аристократии (Румянцевы, Куракины, Голицины). Однако, уже в конце XVIII в. появились прямо противоположные меры, а именно правительственные запреты на обучение в Европе под влиянием событий Французской революции, посеявших в обществе и государстве боязнь перед науками, выводы из которых могли привести к краху существующего порядка вещей. Таким образом, изучение русско-немецких университетских связей второй половины XVIII - первой четверти XIX в. показывает не только, ка-кую огромную роль они сыграли в истории университетского образования в России, но и насколько объективно тесно это образование в указанный период было связано с европейским.
Читать дальше
Аврус А.И. История российских университетов // Серия «Межрегиональ-ные исследования в общественных науках». №1. М., 2001. 2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984/1985. М.: Наука, 1986. 3. Биркенмайер В. Русский Гейдельберг. Режим доступа: http://www.russianedu.ru/magazine/archive/viewdoc/1998/4/4932.html 4. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1984, Т.1. 5. Данилевский Р.Ю. «Молодая Германия» и русская литература (Из истории русско-немецких литературных отношений первой половины XIX в.). Л., 1969.173. 275 лет Российской Академии наук. СПб., 1999. 6. Иванов А.Е. Высшая школа России а конце XIX начале XX в. М., 1991. 7. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999. 8. Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. М., 2004. 9. Оболенская С.В. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX веках // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М., Наука, 1991 10. Каган М.С. Философия культуры, СПб., 1996. С. 336. 11. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, УрГУ, 1993. С. 130. 12. Кох К. Преподавание немецкого языка как иностранного в России XVIII веке // Немцы и развитие образования в России. СПб, Рос.Академия наук, 1998, с. 37. 13. Осипов В.И. Петербургская Академия наук и русско-немецкие научные связи в последней трети ХVIII века, С-П, 1995, с.4. 14. Парменова Т. Русский язык за рубежом, №4,1998. 15. Смагина Г.И. Академия наук и российская школа. Вторая половина XVIII века. СПб, Наука, 1996. 16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //http://www.lib.rus.ec. 17. Фукуяма Ф. Конец истории или последний человек //http://www.lib.ru.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image