Актуальность выбранной темы. История живописи насчитывает тысячи лет –
еще во времена первобытно-общинного строя создавались наскальные рисунки,
посредством которых человек стремился выразить свое отношение к окружающей
действительности доступными ему способами и средствами. Безусловно, с тех
пор живопись претерпела значительную эволюцию, графика, цвета и сам
характер рисунков стали более осознанными и несущими определенную смысловую
нагрузку согласно замыслу автора. Неизменной остается только цель создания
живописи – самовыражение, которое нередко влияет на сознание и
мировоззрение тех, кто лицезреет конечный результат деятельности живописца.
Особенно это актуально в отношении юных индивидуумов – подростков и детей –
ввиду их особой восприимчивости к окружающей обстановке, способности
духовно впитывать идею и контекст продуктов творчества, умению видеть и
чувствовать те мельчайшие детали произведения живописи, которые могут быть
недоступны пониманию взрослого по причине жизненной зашоренности и некоего
житейского цинизма, который, к сожалению, имеет свойство вырабатываться с
годами. Живопись представляет собой прекрасное средство для формирования и
развития в детях осознания сопричастности к мировой цивилизации,
приобщениях их к духовной культуре, общечеловеческим ценностям, прививания
чувство прекрасного, способствующего нравственно-эстетическому формированию
личности.
Объектом исследования данной курсовой работы является совокупность
духовных и моральных качеств, наиболее характерная для личности школьников
5-6 классов.
Предметом исследования служит формирование высокого уровня
эмоционального восприятия детей 10-12 лет посредством занятий
изобразительным искусством – в частности, изображения пейзажей.
Целью исследования является обоснование эффективности и рациональности
применения методики развития эмоционального восприятия детей на уроках
изобразительного искусства.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой для
лучших результатов эмоционального восприятия предлагается:
- учитывать возрастные особенности психики, характерные для детей 10-
12 лет;
- изучать специфику изображения пейзажа как наиболее простого и в то
же время действенного метода выражения субъективных эмоций каждого ученика
– в том числе путем подробного анализа произведений знаменитых художников;
- совершенствовать технику рисования масляными красками для получения
более четкого, яркого и устойчивого к воздействию времени рисунка;
- создавать благоприятную атмосферу занятий, определяемую прежде всего
психологической спецификой возраста учеников и особенностей их
субъективного восприятия.
Курсовая работа по русскому языку на заказ это услуга, которую мы оказываем постоянно. Оставляйте заказ на сайте и мы подготовим работу в лучшем виде.
.
Посредством вышеперечисленных целей, объекта и предмета, а также
предложенной автором гипотезы исследования определились следующие задачи
исследования:
- проведение анализа психологической научной литературы, изучающей
особенности детского эмоционального восприятия, проблемы, возникающие в
данной области и способы их преодоления;
- определение степени востребованности методики развития детского
эмоционального восприятия при помощи уроков изобразительного искусства;
- теоретически проверить и обосновать целесообразность применения
данной методики в отношении учащихся 5-6 классов.
Методологической основой исследования являются научные труды по
психологии от авторов: Обуховой Л.Ф., Овчаровой Р.В., В.Д. Глезера, Т.Д.
Марцинковской, Бессновой Л.П., особенно примечательны в этом отношении
позиции относительно преодоления проблем формирования у детей
художественного и эмоционального восприятия, изложенные Козловской М.А., и
статья Зинченко В.П. о сущности и способах развития продуктивного
восприятия. Сведения касательно техники рисования масляными красками и
жанра пейзажа как одного из основных направлений в современной живописи
почерпнуты из книг Винера А.В. и Шпикаловой Т.Я., а также статей
соответствующей тематики.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также
источников, изучающих специфику изобразительного искусства;
- анализ современного состояния развития эмоционального восприятия
школьников 5-6 классов посредством преподавания ИЗО.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых
поделена на параграфы, и заключения. Во введении обосновываются
актуальность, цели, предмет и объект исследования, предложенная гипотеза
изучаемых объектов. В первой главе приводится определение эмоционального
восприятия, его особенности, присущие детям 10-12 лет, потенциальные
проблемы, возникновение которых возможно в процессе формирования
эмоциональной составляющей восприятия детей такого возраста. Вторая глава
посвящена более локальному изучению техники изображения пейзажа – средствам
и методике, присущим такому направлению в живописи. Выводы такого
исследования изложены автором в заключении.