Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от знания рынка и умение правильно использовать ту или иную рыночную ситуацию. Это заставило руководителей многих предприятий рассматривать использование маркетинговой концепции при организации производственной деятельности как острую необходимость.
Характерной чертой существующего положения являются, то данная концепция используется в различных вариантах. Большинство руководителей, провозгласив первостепенность ориентации деловой активности на потребности потребителей, фактически придерживаются производственной и сбытовой концепции маркетинга, в основе которых лежит, прежде всего, стремление к увеличению объемов производства и реализации продукции.
Конкурентоспособность - как социально-экономическая категория - это способность, умение добиваться законным путем наивысших экономических и социальных преимуществ. Понятие конкурентоспособности интерпретируется и анализируется в зависимости от рассматриваемого экономического объекта. В многогранной практической деятельности по достижению конкурентоспособности акценты должны быть расставлены следующим образом:
Как показало проведенное исследование, насчитывается много параметров, которые должны находиться в поле зрения руководства предприятия, как важнейшие объекты управления. Вместе с тем, задаваясь параметрами конкурентоспособности того или иного объекта, необходимо постоянно заботиться о создании надлежащих условий, обеспечивающих достижение требуемых параметров конкурентоспособности.
Условия (обстоятельства, от которых во что зависит) выступают, таким образом, второй основополагающей составной категорией конкурентоспособности. Они охватывают широкий спектр технических, технологических, организационных, экономических, социальных, кадровых, правовых, идеологических отношений, которые складываются в процессе функционирования хозяйственного механизма предприятия. Создание всех необходимых условий для достижения конкурентоспособности объектов - первичная забота руководства и всего персонала предприятия.
Но успех анализируемого и других предприятий будет зависеть от государственной политики. Основной задачей государства должно быть создание такого экономического, политического и правовой среды, институциональной инфраструктуры, которые бы стимулировали производство перспективных конкурентоспособных товаров. В первую очередь это касается определения и проведением реформ хозяйственной деятельности в условиях перехода к новой модели развития экономики, создания эффективной экспортно-импортной стратегии, политики таможни, валютно-финансовых и других, которые бы учитывали национальные интересы и интересы производителей.
В то же время существуют определенные пути повышения их конкурентоспособности, связанные с экономическими критериями: уменьшение торговых надбавок на товары и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслуживания без снижения уровня их качества, что позволит установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.
Ограничение активного влияния на повышение конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания требует обоснованного подбора и применения методов обеспечения конкурентоспособности, которые необходимо рассматривать как наиболее эффективные пути повышения конкурентоспособности.
Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации. Кроме того, повысить конкурентоспособность товаров и услуг в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.
Проведенный во второй главе анализ продукции и ее конкурентоспособности показал следующее.
Исследуемый товар –электрощитовое оборудование ООО «КС-НПУ» следующих основных конкурентов на рынке: ООО «Союз-Электро», ООО «Электромир» и ООО «Элма».
Расчет уровня конкуренции в отрасли (Кr) по данным конкурентам составил 4.01 балла по пятибалльной шкале, расчет уровня конкуренции в отрасли (Кr) по отдельным показателям составил 3,88 балла. Это достаточно высокий уровень конкуренции и предприятию необходимо разработать стратегию по улучшению отдельных конкурентных характеристик своего товара.
Анализ возможности появления новых конкурентов показал, что реальность возникновения новой конкуренции составляет 3,71 балла, а уровень угрозы новых конкурентов составляет 3,63 балла.
В ходе анализа потребительских параметров товара был рассчитан сводный параметрический индекс, который составил 0,81 балла.
На основе сводных потребительских индексов конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам определим общий показатель уровня конкурентоспособности товара (Кст), что составил 0,46 баллов.
В результате анализа видно, что многие параметры товара-образца, превышающие по уровню конкурентоспособности исследуемый товар, однако по некоторым параметрам, таким, как цена, надежность оборудования, исследуемый товар значительно превосходит товар-образец.
В результате проведенного анализа конкурентоспособности были выявлены следующие основные пути повышения конкурентоспособности ООО "ПС-НКУ»:
- Совершенствование ценовой политики фирмы;
- Реорганизация отдела маркетинга на предприятии;
- Разработка эффективной рекламной кампании.
О совершенствовании ценовой политики предложены следующие меры:
- Поиск другого поставщика, у которого будут ниже дилерские цены. Например, можно выяснить, с какими поставщиками работает фирма, посмотреть и сравнить их цены, если цены окажутся ниже, перейти к ним;
- Уменьшение торговой наценки, что на данный момент составляет 20%, снижение ее до 15%;
- Что касается производственных затрат, надо сменить местоположение офиса, найдя помещение с более низкой арендной платой, что повлечет за собой временное увеличение расходов на рекламу для того, чтобы клиенты узнали новое местонахождение фирмы;
- Введение системы скидок. Например, скидки постоянным клиентам, скидки по дисконтным картам, как, например, сделала фирма-конкурент.
Организация управления по рыночному принципу предусматривает продажу товаров на различных по своему характеру рынках, ее применяют в тех случаях, когда в разных рынков разные потребительские привычки или товарные требования.ООО «ПС-НКУ» продает продукцию компаниям, торговым предприятиям и конечным потребителям; поэтому модель организации маркетинговой деятельности ориентированной на потребителей и рынки являются наиболее приемлемой.
Разработанная рекламная кампания позволит также значительно повысить конкурентоспособность ООО «ПС-НКУ».