Таким образом, в результате нашей работы, мы пришли к выводу о том,
что речь не является врожденной, она проходит процесс своего развития в
процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка
и служит показателем общего развития.
Ребенок усваивает родной язык со строгой закономерностью, данный
процесс можно охарактеризовать рядом определенных черт, которые можно
выделить для всех детей.
Прежде чем говорить о патологии речи, необходимо четко представлять
весь путь последовательного речевого развития детей в норме, учитывать
закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное
протекание.
Процесс формирования грамматического строя речи (словоизменения,
синтаксической структуры предложения) происходит лишь на основе
определенного уровня когнитивного развития ребенка.
При формировании словоизменения ребенок, в первую очередь, должен
уметь разделять и определять грамматические значения, так как, прежде чем
начать пользоваться языковой формой, ребенку необходимо понять, что она
значит.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить
сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи
окружающих взрослых, выделения общих правил грамматики на практическом
уровне, обобщения этих правил и закрепления их в соей собственной речи.
Детей с ОНР можно часто охарактеризовать как малоактивных, инициативы в
общении они обычно не проявляют.
Наличие общего недоразвития у детей с ОНР приводит с стойким нарушениям
деятельности общения. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с
ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: как,
правило, движения у них плохо координированы, скорость, и четкость их
выполнения довольно низкая, для дошкольного возраста. Наибольшие трудности
проявляются при выполнении движений ребенком по словесной инструкции.
Отклонение от нормы у таких ребят проявляется на занятиях, в игровой,
бытовой и прочей деятельности.
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя
происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным
словарем. Детерминирована данная закономерность тем, что грамматическая
система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Нарушения речи проявляется в неправильном усвоении ребенком предложных
конструкций и имеет свои особенности. В русском языке, значения, которые
выражаются предложными конструкциями, разнообразны и очень сложны.
Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные
предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне
поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса
проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами, в
трудностях организации семантической структуры высказывания.
Следующим этапом нашей работы явилось опытное изучение особенностей
грамматического строя речи у детей с ОНР.
В нашем исследовании принимали участие 15 детей от 4,9 до 5,7 лет с ОНР
(средний возраст – 5,2 года) ДОУ № 78 (ул. Луначарского, 102).
В результате проведенной опытной работы с детьми, мы выявили. Наиболее
распространенные ошибки можно охарактеризовать заменой окончания – ом,
окончанием – а, например «завалило снега», или вообще уход от использования
окончания родительного, творительного и предложного падежа, даже без
предлога. При учете того, что задание было использовать данные слова в
заданной форме, при такой тактике, оно считалось нами, как выполненное
неверно. Два человека – 13 %, допустили неверное использование
грамматических форм во всех словосочетаниях в предложении. Предлоги детьми
использовались довольно редко, даже при просьбе употребить их в предложении
– меньшие трудности вызывал лишь союз «и», в то время, как «но», чаще всего
пропускался детьми.
Проводя анализ предложений составленных детьми, мы выявили, что
употребление существительного в родительном падеже без предлогов и с
предлогами вызывает трудности у семи детей – 47%. Дательный падеж без
предлогов (и с предлогами) употребляют неверно шесть детей (40 %),
винительный падеж без предлогов (с предлогами) используется неверно семью
детьми – 47%, творительный - восьмью – 53%.
Предложный падеж имени существительного, как правило, использован
верно, встречались рассказы, в которых дети вместо «о» или «про»
использовали предлог «за», но при этом выявляется верная форма
сопоставления с данным предлогом, то есть дети просто изменяли падеж, но
сопоставление происходило верно. Наиболее частые ошибки возникающее в
процессе пересказа – использование предлога «на» вместо «в»; полное
отсутствие предлога «сквозь», «из-за», «через»; пропуск предлога «для».
В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи:
1. Изучено развитие грамматического строя речи у детей в норме.
2. Проведена психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
3. Рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у
детей с ОНР.
4. Опытным путем исследован грамматический строй речи у детей с ОНР.
5. Проведен анализ полученных результатов исследования.