Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование формирования культуроведческой компетенции 5
1.1. Содержание и структура понятия "культуроведческая компетенция" 5
1.2. Значимость формирования культуроведческой компетенции у школьников 9
Выводы по первой главе: 14
Глава 2 Практическое исследование формирования культуроведческой компетенции 15
2.1. Роль учителя в формировании культуроведческой компетенции учащихся 15
2.2. Виды и формы работы учителя-словесника по формированию культуроведческой компетенции 18
Выводы по второй главе: 32
Заключение 33
Список литературы: 35
Приложение 38
Читать дальше
Проследить результаты деятельности учителя в ходе формирования у учащихся культуроведческой компетенции очень сложно. Это невозможно вычислить в каких-то процентах или цифрах. Если опираться на «Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку», а именно по формированию культуроведческой компетенции, то «выпускники основной школы должны:
- знать и соблюдать нормы речевого этикета,
- уместно использовать паралингвистические средства общения,
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом значения»
В заключении необходимо заметить, что культуроведческая компетенция развивается в широком контексте метапредметных компетенций и личностного результата школьника и не может рассматриваться как отдельная и самостоятельная «точка прорыва» в образовании. Так, аксиологическая компетенция как способность человека ориентироваться в мире ценностей, обусловливает отношение к культуре как ценности. Коммуникативная компетенция, как способность воспринимать и интерпретировать информацию и отвечать своим текстом на авторский текст, создает базовые условия для анализа текста как явления культуры. Когнитивная компетенция способствует формированию уровня знаний, необходимых для вхождения в культуру. Социально-мировоззренческая компетенция формируется в широком контексте культуры и связана с ним напрямую. Способность человека к диалогу, личностность знания, сформированная субъектность учащегося… - все это либо условия, либо результат, либо контекст формирования культуроведческой компетенции.
В нашей исследовательской работе мы выяснили, что понимается под термином «культуроведческая компетенция», выявили степень значимости формирования культуроведческой компетенции для школьников. Кроме того, в данной работе мы рассмотрели методы и приемы работы учителя-словесника при формировании культуроведческой компетенции учеников средней школы. Мы рассмотрели разнообразные формы работы, такие как работа с текстом, метод проектов, внеклассная работа по предмету, работа со словарными словами, и другие. Таким образом, мы решили поставленные во введении задачи.Очевидно, что дополнительная разработка данной темы необходима, и она может являться предметом дальнейших научных изысканий. ?
Читать дальше
1. Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. — 1993. — № 3. — С. 36 - 38.
2. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 1993.
3. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподава-нии русского языка: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2003.
4. Дебердеева Т. Х. Статья «К вопросу о формировании культуроведческой компетенции», г. Владимир, ВИПКРО, deberdeevath@gmail/com.
5. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 9 класс: Методическое пособие для учителя. – Москва: Вербум – М, 2005.
6. Захарова Л.И. Использование культуроведческого материала на уроках русского языка [электронный ресурс] / Захарова Л.И. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565670/. Дата обращения: 20.04.2012.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2001; Стратегия модернизации содержания общего образования. — М., 2001. — С. 12-14.
8. Костомаров В.Г. Жизнь языка. - Москва: Педагогика, 1984.
9. Львова С.И., Александрова О.М., Рыбченкова Л.М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения: Журнал «Русский язык в школе» № 4, 2003.
10. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. — М., 1990. — С. 19.
11. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.П. Щербакова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
12. Пахнова Т.М. Развивающая среда как средство приобщения к культуре: Журнал «Русский язык в школе» № 4-5, 2003.
13. Пахомова М.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.
14. Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка: Журнал «Русская словесность» № 5, 2008.
15. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9классы: проект.- М.: Просвещение, 2010. –( Стандарты второго поколения).
16. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.
17. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006.
18. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. Ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2007.
19. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1963.
20. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. — М., 1989. — Т. 4. — С. 398, 404.
21. Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).
22. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (см. приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»).
23. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: Актуальные проблемы и возможные решения // Русский язык в школе. — 1993. — № 2. — С. 7.
24. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957
25. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974
26. Этимологический словарь русского языка для школьников – М.: Дом Славянской книги, 2009.
Читать дальше