Введение 2
1. Понятие организационных конфликтов и их типология 3
1.1.Определение понятия «конфликт» и виды конфликтных ситуаций 3
1.2.Сущность и особенности организационных конфликтов 8
1.3.Типы организационных конфликтов по основанию причины их возникновения 12
1.4.Типология организационных конфликтов 15
2. Профилактика появления конфликтов в организации 19
3. Приемы и стили урегулирования организационных конфликтов 21
Заключение и рекомендации 30
Список литературы 32
Читать дальше
Существует множество подходов к определению понятия конфликта. Чаще конфликт определяется как столкновение противоположно направленных интересов, позиций, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоций.
В организации конфликты:
• ведут к разобщённости и ухудшению социально-психологического климата в коллективе;
• снижают мотивацию персонала;
• ведут к снижению эффективности отдельных сотрудников и целых команд;
• стимулируют «текучесть» кадров;
• подрывают доверие к руководству;
• могут иметь как негативный, так и позитивный результат.
То есть, в целом конфликты препятствуют развитию предприятия в и требуют вмешательства.
Следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни организации, служа своего рода барометром, определяющим благополучность отношений между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени. В любом случае конфликт оказывается полезен, если в ходе его конструктивного решения, у организации появляются новые возможности.
Конфликты являются средством разрядки напряженности между конфликтующими сторонами (нередко «холодная война» между сотрудниками намного хуже открытого противостояния), они способствуют сплочению коллектива, снимают синдром покорности у подчиненных (это способствует повышению активности подчиненных, они более открыто высказывают свое мнение по ключевым вопросам работы отдела) и т.д.
Инициатива сотрудника должна поощряться, но только в том случае, если она принесла ощутимые положительные результаты (например, разработка какого-то проекта, его реализация, получение гранта и т.п.), которые сказываются на имидже всего отдела.
В отделе должна присутствовать здоровая конкуренция. Это значит, что конфликт присутствует, но в минимальной степени и протекает ровно, вызывая лишь ощущение легкого стресса у сотрудников, который благоприятно сказывается на их внимательности, активности.
Введение штатного психолога в отдел нецелесообразно, но вот в Департамент - необходимо. Как альтернатива - служба психологической поддержки при администрации.
Обязательно нужно налаживать отношения между сотрудниками вне работы. Корпоративные праздники, выезды на природу и т.п. решают эту проблему.
Так или иначе, благоприятный климат в организации должен контролировать руководитель. В его задачу должно входить не только предоставление работы, но и своевременное реагирование на всевозможные конфликтные ситуации.
Читать дальше
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
2. Захарова Л.Н. Психология управления: учеб.пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2009.
3. Козер Л. Функции социальных конфликтов. –М., 1956.
4. Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: МГУ, 1980. С. 122-130.
5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра-М, 1996.
6. Ньюстром Дж., Девис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. – СПб.: Питер, 2000.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Сов. Энциклопедия, 1968.
8. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2002.
9. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. С. 17-64.
Читать дальше