Студенты спрашивают: где лучше всего заказать написание контрольной работы по статистике? Мы знаем ответ на этот вопрос. Заказывайте контрольные работы в Work5! 100% оригинальность, кратчайшие сроки и высочайшее качество работ - это наши стандарты!
.е. деятельность, направленную на руководство людьми в самых разных организациях. Управление зародилось примерно семь тысячелетий назад, но только в ХХ в. менеджмент стал самостоятельной областью знаний (Семенова, 2009, С. 3-6) Способствовали этому огромное число ученых и исследователей, занимающихся проблемами этой науки, в том числе и теории Тома Бойлера. Объектом исследования курсовой работы является менеджмент. Предметом рассмотрения – научный вклад Тома Бойделла в развитие теории и практики менеджмента. Цель курсовой работы подробно рассмотреть историю становления менеджмента и определить место, которое занимает научная теория Тома Бойделла в эволюции этой науки. В связи с вышеуказанной целью в курсовой работе к решению ставятся следующие задачи: 1. Рассмотреть специфику понятия менеджмент; 2. Изучить историю становления науки; 3. Проанализировать научный вклад Тома Бойделла Теоретической основой послужили публикации об истории развития менеджмента и исследование работы Тома Бойделла. В процессе написания были использованы основополагающие труды авторов: Орлова А.И., Гольдштейна В.Я. и Семеновой И.И. Глава 1. Становление теории и практики менеджмента 1. Определение понятия менеджмент Словарь иностранных слов трактует определение менеджмента как управление производством и как совокупность методов, принципов, форм и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Необходимо отметить, что единой точки зрения на значение понятия менеджмент нет. Наиболее распространенной является точка зрения, указывающая, что менеджмент – это процесс планирования, организации, контроля и мотивации, необходимый для достижения организацией поставленной цели (Семенова, 2009, С. 3). В современной теории и практике менеджмент расценивается как процесс руководства (управления) отдельным работником, группой работников и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения приоритетов организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер. Предметом исследований являются отношения, возникающие в процессе управления. Они появляются в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий. Термин «менеджмент» имеет несколько определений: 1) Менеджмент трактуется как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, результатом которого является процесс управления. Процесс управления – это постоянная реализация четко прописанных действий от прогноза деятельности, которую предстоит совершить, формулировки цели и построения способов ее достижения до изучения ее фактического окончания (Герчикова, 2002, С. 12). 2) Под менеджментом понимают сам процесс управления, его функции, методы и средства. Эта система нуждается в выполнении специфичных функций. Например: прогнозирование, планирование, создание организационных структур, управление, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для применения различных функций используют особые методы. Такие как , способность прогнозировать при помощи статистических и/или экспертных методов. Для этого используют предназначенные для этого технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент соединяет различные компоненты управленческой деятельности в единый «организм». 3) Менеджментом называют часть людей, которые профессионально занимаются процессом управления, работают на должностях, входящих в аппарат управления. 4) Менеджмент – это орган управления, например, группа подразделений аппарата управления, объединяющего руководителей. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, необходимую для выполнения функций управления в той или иной организации, регионе, страны. 5) Менеджмент как научная дисциплина берет за основу практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления, ее переосмысление и отражение в научной деятельности различных ученых-исследователей. 6) Менеджмент – это научная дисциплина, изучающая проблемы, возникающие, при столкновении взглядов людей, управляющий друг другом. В России менеджмент рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. 7) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Наука управлять способствует формированию скорее общих ориентиров, чем более конкретных инструкций на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и развитое интуитивное понимание людей, которыми он управляет. 8) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников. Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно переплетаются друг с другом и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия (Орлов, 2003, С.13). Менеджмент является и наукой, и искусством, так как существуют определенные приемы управления, эффективные в одних ситуациях и непригодные в других. Система научных знаний, составляющая теоретическую базу практики управления, определяется его научными основами. Термин "организация управления" представляет собой деятельность, направленную на руководство людьми. Процесс принятия решений часто становится самостоятельной сферой деятельности специализированных подразделений. Сущность процесса управления и его содержание проявляется в функциях, которые он выполняет. Необходимость в управлении появляется тогда, когда в организации происходит вертикальное и горизонтальное разделение труда. В организации наличествуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на элементы, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда, которое осуществляется по функциональному и квалификационному признакам. Второе - вертикальное разделение – обособляет работу по администрированию действий от сущности самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Управление можно рассмотреть как вид деятельности человека, который направлен на то, чтобы достигнуть конкретной цели или целей. Одной из главных черт, присущих менеджменту является способность задавать направление движение фирме, которой он руководит. Ему необходимо продумать миссию фирмы, сформулировать её цели и организовать ресурсы для получения оптимальных результатов, которые фирма должна дать сообществу. "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен" (Друкер, 2007, С. 13). Управление, выполняющее функцию предпринимателя, направляет ресурсы и мышление туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо. Управление, как специфическая область деятельности и знаний, имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности. В основные задачи менеджмента входят: тактические – это поддержание стабильного функционально развития и стратегические – это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень. Работа предприятия и эффективность принятых решений напрямую зависит от способности управляющих делать своевременные и обоснованные заключения. Большая часть руководителей приспосабливаются к ситуации, в виду быстро развивающегося научно-технического прогресса, в условиях живой конкуренции и нестабильного экономического и политического положения. Способность приспособления к окружающей среде – это неотъемлемая часть существования компании, так как именно из окружающей среды оно черпает такие ресурсы, как сырье, рабочая сила и капитал. Ресурсы являются частью природы, работники – это часть общества, а капитал – результат взаимодействия первого и второго под определенным влиянием культуры (Басовский, 2007, С.35). Основными принципами менеджмента являются: 1) Целенаправленность. Деятельность руководителей должна быть направлена на достижение определенных целей или разрешение проблем. 2) Последовательность. Этот принцип основывается на определенной последовательности выполнения соответствующих действий в пространстве и времени, нарушение которой может привести к дестабилизации работы организации и, как следствие, затягиванию решения задач. 3) Непрерывность предполагает, что каждый тип деятельности является основной составляющей для следующего вида. 4) Сочетание самоуправления и централизованного руководства выражается в принятии решений на местах в соответствии с указанием вышестоящих управленцев. 5) Концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе. Создание благоприятной психологической атмосферы способствует облегчения принятия решений и увеличивает эффективность работы. 6) Обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью. 7) Состязательность участников управленческого процесса позволяет лично заинтересовать работников на основе морального, материального и организационного поощрения работника, достигшего наивысших результатов (Герчикова, 2002, С. 315). Широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений служит основанием для участия руководителей разных уровней в данном процессе. Одной из главных целей деятельности организации является получение прибыли. Отсутствие структурированности и регулирования принципами ведения управленческой деятельности способствует дестабилизации эффективной работы. Исследователи выделяют следующие методы менеджмента: 1) Административные методы управления основываются на том, что деятельность организации ведется на подчинении работников и выполнении ими указаний вышестоящего менеджера. Эта группа методов применяется, если основой управления организации являются традиции, в соответствии с которыми может быть принято четкое решение. Поощрение исполнительности, а не инициативности является отличительной чертой. Это достаточно неэффективная группа методов, так как способы решение проблем слишком ограничены и не используют всех возможных решений. 2) Организационно-правовые методы являются определяющими границы и направления деятельности компании: организационно-правовую форму, структуру организации, условия функционирования, права ответственность сторон, участвующих в трудовом договоре и т.д. 3) Экономические методы определяются материальной заинтересованностью работников и позволяют активизировать их деятельность. При комбинации с административными методами, данная группа может принести хорошие результаты. Это связано с тем, что дисциплинированность и ответственность за принимаемые решения стимулируется и инициативностью работника, в конечном итоге повышается эффективность организации. Компания получает прибыль в виде снижения издержек, что позволяет выплачивать премии, для большей заинтересованности трудящихся. 4) Социально-экономические методы – это самые эффективные методы менеджмента, так как материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника, что способствует возникновению потребностей более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). 5) Социально-психологические методы делятся на два вида воздействия: a. Создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных отношений между руководителем и подчиненным. b. Предоставление возможности развития и реализации личностных возможностей, что позволит повысить удовлетворенность и затем эффективность работы сотрудников в целом. Все методы управления, перечисленные выше дадут наилучший результат только при совместном использовании (Цветков, 2008, С.47).