Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1.Музыкальное искусство России………………………………….4
Глава 2. Запад и Восток в России………………..………………………..8
Заключение………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………..15
Читать дальше
Элементы как испанской, так и восточной музыкальной культуры, оставаясь инородными, органично интегрируются в интонационный строй русской камерно-вокальной музыки XIX века. Не изменяя своей природе, «чужой» жанрово-интонационный материал через вокальную лирику стимулирует обновленческие языковые процессы в отечественном музыкальном искусстве, даже в тех его произведениях, которые не всегда были связаны с инонациональной тематикой, что определено нами как изофункционалъностъ и неоморфизм испанских и восточных образов. Это подтверждает мысль многих исследователей, назвавших русский романс XIX столетия «творческой лабораторией», в которой апробировались не только оригинальные драматургические приёмы, но и вырабатывались новые музыкально-языковые средства, которые затем проецировались на театральную и симфоническую музыку.
Оценивая значимость отечественной камерно-вокальной лирики XIX века с позиций современного музыкознания, мы убеждаемся в справедливости суждений Е.Дурандиной, спроецировавшей учение Ю.Лотмана о семиосфере на музыкально-жанровое пространство отечественной музыкальной культуры XIX века. Будучи её периферийным участком, именно камерно-вокальные жанры обнаруживали признаки обновленческих процессов и потому оказывались революционнее «ядра» - театральной и симфонической музыки, которые располагались в центре культуры. Русский романс был областью семиотической динамики, где создавалось поле напряжения и вырабатывались будущие языки.
Воспринимая инонациональную тематику, «чужой» жанрово-интонационный материал, камерно-вокальная лирика становится интертекстуальным пространством русской музыки XIX века, в котором объединялись тексты чужих музыкальных культур и шёл активный процесс их «перевода» на «свой» язык. Это аналогично явлению границ между семиотическими слоями различных культур, которые Ю.Лотман называет «горячими» точками семиобразовательных процессов». Если спроецировать данную теорию на иерархическую систему жанровых видов русского романса XIX века, становится очевидным, что национально-жанровый романс, в чью сферу попадают «испанские» и «восточные», обладает всеми признаками пограничной «территории». Здесь накапливаются и ассимилируются элементы «чужого» музыкального языка и потому граница оказывается би и полилингвистичной. Она - «. механизм перевода текстов чужой семиотики на язык «нашей», место трансформации «внешнего» во «внутреннее», это фильтрующая мембрана, которая трансформирует чужие тексты настолько, чтобы они вписывались во внутреннюю семиотику семиосферы, оставаясь, однако, инородными»
Читать дальше
1. Димитриади Н. Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л., 1974. – Вып.13. – С.111
2. Глинка М.И. Записки / Подгот. А.С.Розанов. – М., 1988. – С.20
3. Глинка М.И. Литературное наследие: Письма и документы. Т. 1 / Ред. В.Богданова-Березовского. Л. - М.: Музгиз, 1952. — 510 с.
4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древних времён до начала XXI века. – М., 2002. – С.195
5. История русской музыки в 10-ти т. Т. 8: 70 - 80-е годы XIX века, Ч. 2 / Ю.В.Келдыш, Л.З.Корабельникова, О.Е.Левашева. - М.: Музыка, 1994. - 532 с.
6. История русской музыки в 3-х т. Т. II, Кн. 2 / А.Кандинский.- М.: Музыка, 1984.-310 с.
7. Кондаков И.В. Запад и Восток // Культурология. XX век. Энциклопедия. -СПб.: Университетская книга, 1998. - Т.1. - С.211 – 214
8. Кондаков И.В. Культура России: Краткий очерк истории и теории. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 360 с.
9. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII веков / Сост. В.Шестаков. - М.: Музыка, 1972. - 688 с.
10. Мышьякова Н.М. Литература и музыка в русской культуре XIX века: Автореферат диссертации доктора искусствоведения. - СПб., 2003. - 46 с.
11. Серенада // Музыкальная энциклопедия / Ред. Ю.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т. 4. - Кол. 939 – 940
12. Чередниченко Т. Русская музыка и геополитика // Новый мир. - 1996. -№5.-С. 189-199
Читать дальше