Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по бизнес-планированию у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.
.д. Поэтика неразрывно связана с мировоззрением автора, поэтому изучать поэтику Л.Н.Толстого - значит следовать за его неутомимой экспериментирующей мыслью, за движением ее по сложной "траектории", которая вычерчивается и давлением времени, и гениальной личностью писателя. По мнению М.М.Бахтина, "поэтика, лишенная базы систематико-философской эстетики, становится зыбкой и случайной в самых основах своих . и только поэтика, определяемая философски, систематически является. эстетикой словесного художественного творчества" [29, с. 10], поэтому сложное единство философско-этических мыслей, характерное для всего творчества Льва Толстого, в наибольшей степени воплотилось в поздний период. 1880-е годы традиционно рассматриваются в качестве поворотного этапа в жизни и творческой деятельности Л.Толстого. В 1877 г. он завершает работу над «Анной Карениной», что стало, по оценке Д.Мережковского, решающим рубежом творческого пути, и задумывается над созданием исторического романа о времени царствования Николая I. Однако уже в 1879 г. эта работа приостанавливается, Толстой переживает разочарование в художественном творчестве и обращается к созданию религиозно-философских сочинений («Исповедь», «Соединение и перевод четырех Евангелий», «Исследование догматического богословия» и др.). В 1881 г. писатель вместе с семьей переезжает в Москву и, как свидетельствуют его письма и трактат «Так что же нам делать?» (1882 – 1886), испытывает нравственное потрясение от острых социальных контрастов городской жизни Радикальная переоценка ценностей и опыта прожитой жизни приведет художника к напряженному богоискательству, тяжелейшим противоречиям с семейным окружением, к отказу как от юридического владения собственным родовым имением (1891), так и от авторских прав на произведения, созданные после 1881 г. Художественным выражением кризисного состояния, в котором «оказывается большинство героев поздних произведений Толстого»[iii], становятся сквозные мотивы ухода, мучительного переосмысления пройденного пути, деформации привычной шкалы ценностных ориентиров. Глубоко автобиографические корни имеют здесь и вопросы семьи, брака, телесной жизни человека, приобретающие особенно драматичное звучание для индивидуального и общественного сознания «порубежной» эпохи. Драма Толстого – это… действительность, в которой нет ни прошедшего, ни будущего и где само настоящее кажется лишь дьявольской усмешкой Химеры… Тьма – это все, в ком нет Бога. Все свято и все прекрасно, где есть Бог, отсутствием же Его обращается в презренность и ничтожество все самое, по-видимому, законное и нормальное». Широкий общественный резонанс получила повесть «Крейцерова соната» (1887 – 1889), с ее надрывно-исповедальным звучанием, соотнесением современного бытия с евангельскими заветами, с намеченным в заглавии «параллелизмом тем искусства и нравственного падения»[vi], местами обнаженной публицистичностью. "Крейцерова соната" Толстого стала выдающимся событием в литературной жизни конца 80-х годов прошлого столетия, причем еще задолго до того, как текст официально был опубликован. Редко литературное произведение становилось предметом столь широкой и противоречивой дискуссии Критики и литераторы писали — чаще всего под заголовком "По поводу Крейцеровой сонаты" — комментарии, полемические статьи и неоднократно возвращающиеся к тексту Толстого рассказы. Из всего этого сложился почти собственный жанр, к которому в сущности можно отнести и "Послесловие к Крейцеровой сонате" Толстого, который, таким образом, тоже со своей стороны включился в оживленные дискуссии] Небывалая общественно- и культурно-критическая острота рассказа завораживала и шокировала одновременно. Толстой показывает в художественных произведениях разрешение проблемы единичного и всеобщего, героя и действительности, так как переход к изображению влияния нравственного совершенствования одного человека на прозрение и духовное становление другого открывает перспективы дальнейшего развития общества. Основным сюжетно-композиционным принципом, определяющим специфику повестей 80-90-х годов, является организующая роль героя, следование логике его характера. Как уже было сказано, герой не только определяет построение произведения, но в значительной мере является носителем авторских мыслей, его сознания. В повести главный герой - носитель положительного идеала - как бы стоит в стороне от основных событий линии, но на самом деле, он становится одной из главных причин произведения. Повести позднего Толстого объединены проблемой поиска смысла жизни. В частных единичных фактах из жизни обыкновенных людей писатель стремится раскрыть всеобщие закономерности жизни, уяснить истину должного и осудить недолжное. В повести «Смерть Ивана Ильича» жизнь показана через её крайнее проявление - через смерть. Произведение поднимается до философского обобщения. Движение сюжета определяется не столкновением между героями, а конфликтом героя с миром, с социальными условиями. Эти конфликты и противоречия писатель переносит в сферу внутренних переживаний героя, который в исключительной ситуации психической трансформации (ожидание смерти) по-новому осмысливает свою прежнюю жизнь. Возвышенное состояние души перед смертью - один из любимых мотивов Толстого. Все заботы писателя направлены на то, чтобы создались условия для естественного проявления этого чувства. Главное из них - оградить героя от безумия ужаса, потому что слишком был бы неожидан переход от него к «просветлению». (Это происходит и в «Смерти Ивана Ильича»). Толстой часто использует мелкие подробности, если надо показать, что герой произведения не обладает большой духовной силой, в трудную минуту пытается чем-то себя одурманить (Брехунов - никотином, Головин - морфием). Зачем писатель это делает? Чтобы показать, что до поры до времени и Василий Андреевич, и Иван Ильич, да и Степан Касатский - это обыкновенные люди, но в исключительной ситуации они находят в себе силы и возвышаются духовно над действительностью. В своей повести «Крейцерова соната» Лев Николаевич Толстой уделяет немало внимания власти музыки над человеком. В данной повести речь идет особенно о скрипичной сонате Бетховена соч. 47 No. 9 A-dur (”Kreutzer”). Кроме музыки, в повести «Крейцерова соната» важную роль приобретают отношения главного героя к женщине и половым отношениям. По мыслям героя повести, музыка и женщина как будто лишают его способности к разумному мышлению и действию Цель работы: раскрыть аспекты поэтики повести Л. Н. Толстого «Крецерова соната» Задачи: 1.выяснить историю создания произведения 2. составить реферативный обзор оценок произведения различный исследователей 3. раскрыть жанрово-композиционные особенности повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» 4. раскрыть специфику психологизма повести 5. описать музыкальное построение повести Объект исследования: позднее творчество Л. Н. Толстого Предмет исследования: аспекты поэтики повести «Крейцерова соната» Степень изученности темы: Высокий уровень исследования повести «Крейцерова соната» был определен еще в начале ХХ века трудами критиков, как светских – А.Боткина, А.Бронзова, В.Буренина, В.Вольфсона, Д.Овсяннико-Куликовского, А.Соловьёва, Б.Юзефовича, К.Энгнельмейера, так и религиозных – свящ. П.Городцева, архиеп. Никанора, свящ. М.Спасского, М.Струженцова Методы исследования: описательный, синтеза и анализа, общенаучный Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы