В начале 90-х гг. развернулась дискуссия, в ходе которой занятия как
форма организованного обучения дошкольников подверглись острой критике.
Отмечались следующие недостатки занятий: обучение на занятиях является
главным объектом внимания воспитателя в ущерб другим видам деятельности;
обучающие занятия не связаны с самостоятельной детской деятельностью;
регламентированность занятий приводит к формальному общению воспитателя с
детьми, снижению и подавлению детской активности; отношения воспитателя с
детьми строятся на учебно-дисциплинарной основе, ребенок для педагога
является объектом воздействия, а не равноправным партнером общения;
фронтальные занятия не обеспечивают активности всех детей группы; на них
используется школьная форма организации; обучение родному языку мало
направлено на развитие коммуникативной деятельности; на многих занятиях
отсутствует мотивация речи; преобладают репродуктивные методы обучения (на
основе подражания образцу).
Некоторые авторы считают, что следует отказаться от специальных
занятий по развитию речи, оставив их лишь в старшей и подготовительной к
школе группах как занятия по подготовке к обучению грамоте. Задачи же
речевого развития нужно решать на других занятиях, в процессе живого
общения воспитателя с детьми (и совместной деятельности самих детей),
рассказывания ребенка заинтересованному слушателю, а не на специальных
занятиях по пересказу заданного текста, описанию предметов и т.д.
С этой точкой зрения нельзя согласиться, она противоречит научным
данным о роли и характере обучения родной речи. Не умаляя значения общения
педагога с детьми, еще раз подчеркнем, что целый ряд речевых навыков и
умений, составляющих основу языковой способности, формируется только в
условиях специального обучения: развитие смысловой стороны слова, усвоение
антонимических, синонимических и полисемических отношений между словами,
овладение умениями связной монологической речи и др. Кроме того, анализ
недостатков организации и методики занятий говорит не об их
нецелесообразности, а о необходимости их совершенствования, повышения
уровня профессиональной подготовки воспитателя. Педагог детского сада
должен овладеть методикой проведения занятий, соответствующей
общедидактическим и методическим принципам, умением взаимодействовать с
детьми с учетом характерной для них формы общения.
Список использованных источников и литературы
1. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А.
Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия
обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2002. № 2 с. 11-
15.
3. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа /
И.Л. Бим. - М.: Новая школа, 1995. - 128 с.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку / И.Л. Бим.
- М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
5. Васильева Н.Н., Аверкиева Х.В. Особенности преподавания
немецкого языка как второго иностранного / Н.Н. Васильева, Х.В. Аверкина //
«Класс!».- 1997.-№ 3. - с. 20-40.
6. Гальскова Н.Д. Немецкий язык, 2класс. Книга для учителя / Н.Д.
Гальскова. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам /
Н.Д. Гальскова. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения
иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс,
2004. - 240 с.
9. Дружинина М.В. Реализация коммуникативного подхода в обучении
немецкому языку // Иностранные языки в школе. 1999. № 2. с. 67-69.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А.
Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
11. Леонтьев А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время? /
А.А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1991. № 5. с. 22-23.
12. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении
иностранным языкам / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 2001. №
5. с. 11-14.
13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. / В.С.
Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений:
В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 3-е изд. / Р.С. Немов. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению /
Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991.
16. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики / Е.И. Пассов. - М.:
Русский язык, 1989.
17. Пассов Е.И.
18. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку
на начальном этапе общеобразовательных учреждений: Пособие для учителей и
студентов педагогических вузов. 3-е изд. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. -
М.: Просвещение, 2000. - 232 с.
19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам Базовый курс
лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
20. Филатов В.М. Програмно-методические материалы. Иностранные языки
для общеобразовательных учебных учреждений. Начальная школа. 3-е изд.,
стереотип / В.М. Филатов. - М.: Дрофа, 2000. - 160 с.
21. Филатов В.М., Антохина Г.И. курсовые и дипломные работы по
методике преподавания иностранных языков / В.М. Филатов, Г.И. Антохина. -
Ростов н/Д: АНИОН, 1997. - 24 с.
22. Филатов В.М., Уланова, Т.А. Семинарские и практические занятия по
методике обучения иностранным языкам в пед. колледже / В.М. Филатов, Т.А.
Уланова. - Ростов н/Д: АНИОН, 1997. - 88 с.
23. Филатов В.М., Филатова, Г.Е. Теория и практика раннего обучения
иностранным языкам / В.М. Филатов, Г.Е. Филатова.- Ростов н/Д: АНИОН, 1999.
– 384 с.
24. Филатова Г.Е., Умеем ли мы оценивать младшего школьника? / Г.Е.
Филатова // «Класс!». - 1995. № 2. с. 34-41.
25. Фридман Л.М., Педагогический опыт глазами психолога / Л.М.
Фридман. - М.: Просвещение, 1987.
26. Шатилов С.Ф., Методика обучения немецкому языку в средней школе:
Учеб. пособ.2-е изд., дораб. / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - 223
с.