Данная работа посвящена рассмотрению сущности тоталитаризма как
социокультурного феномена.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Термин «тоталитаризм» появляется в конце 20-х годов прошлого века, в
том время как политологи старались определить социалистическое государства
и старались понять, что представляет собой социалистическая
государственность.
В тоталитаризме присутствует одна официальная идеология, формирующаяся
общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой,
лидером в политике, народным вождем, который, как правило, обладает
харизмой.
В тоталитаризме может существовать только одна правящая партия,
которая есть ведущая сила социума. Ее установки – это догмы, которые не
подлежат нарушениям. Другие же партии, как правило, ликвидируют.
Идеи о том, что можно переустроить общество, являются в тоталитаризме
антинародными, которые якобы направляются на подрыв основ социума. Правящая
партия берет на себя государственное управление, государство и партия
сливаются. Также важно то, что в тоталитаризме есть монополия на
информацию.
В самом центре тоталитаризма стоит вождь, лидер. Он практически
сакрален, поскольку является самым мудрым, он не имеет грехов, он
справедлив, он постоянно думает о народе. Критика просто недопустима к
вождю. Как правило, личность вождя в тоталитаризме харизматична.
Спецификой тоталитаризма также является постоянное применение террора
по отношению к населению. Насилие в физическом плане становится самоцелью,
и это проявляет схожесть с деспотией и тиранией. Власть укрепляет и
осуществляет свою деятельность при помощи насилия.
Тоталитаризм также характеризуется полным контролем над всеми
общественными сферами. Как мы уже отметили, государство сливается с
обществом, происходит огосударствление общества.
Все формы собственности также огосударствляются. Политическая личность
обладает ограниченными правами и свободами. Если права и свободы и
прописаны в законе, то на практике нет механизма их реализации и нет
возможности пользоваться этими правами и свободами.
Люди также встречаются с контролем их личной жизни. Способами контроля
являются демагогия, догматизм. Тоталитаризм выступает против свободного
человека в политическом и экономическом плане. Тоталитаризм стремится
ограничить сферу предприимчивости личности.
Применяются способы полицейского сыска, поощряются доносы, объясняются
они «великой идеей» - например, борьба с «врагами народа». Условие
существования тоталитаризма – мнимые поиски врагов. Враги и вредители – это
те, кто совершают ошибки, на нах можно повесить экономические проблемы,
бедность населения и пр.
Но социальная цена за такое властвование с каждым разом становится все
выше. Об этом говорит пьянство, войны, отсутствие трудовой мотивации,
принудительность, террор, потери людей и экономики и пр. Люди начинают
понимать вредность тоталитаризма и необходимость его уничтожения. В таком
случае начинается эволюция тоталитаризма. То, насколько быстро и
качественно будет эволюционировать тоталитаризм, зависит от социальных и
экономических изменений и от политических изменений. В рамках тоталитаризма
могут формироваться социально-освободительные движения, которые ликвидируют
тоталитаризм и само федеративное устройство.
Тоталитарные режимы описаны в романах-антиутопиях - «Мы» Замятина, «О
дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Оруэлла и пр. Все эти произведения
показывают читателю, к чему может привести тоталитаризм и чем это может
закончиться.