Введение 3 1. Теоретические обоснования проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологической науке 6 1.1. Зарубежные теории темперамента 6 1.2. Отечественные исследования проблемы темперамента 9 2. Эмпирическое исследование темперамента 13 2.1. Организация и методика исследования 13 2.2. Анализ результатов исследования 15 Заключение 22 Список использованной литературы 24

Основные подходы к исследованию темперамента в отечественной и зарубежной психологии

курсовая работа
Психология
25 страниц
100% уникальность
2012 год
229 просмотров
Близнякова Я.
Эксперт по предмету «Дифференциальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические обоснования проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологической науке 6 1.1. Зарубежные теории темперамента 6 1.2. Отечественные исследования проблемы темперамента 9 2. Эмпирическое исследование темперамента 13 2.1. Организация и методика исследования 13 2.2. Анализ результатов исследования 15 Заключение 22 Список использованной литературы 24
Читать дальше
В современных условиях, характеризующихся сложной экологической и социально-экономической обстановкой, исключительную значимость имеет исследование не общего, а особенного в природе человека, учет особенностей конкретного человека в соматической, физиологической и психофизиологической сферах. Изучение вариаций биологической природы человека тесно связано с проблемой индивидуальности, которая рассматривается прежде всего с позиций психологии. Проблема темперамента имела и имеет серьезное значение в философии и психологической науке. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что нет людей абсолютно идентичных в поведении. Если наблюдать за учениками в школе, то можно заметить, что существуют различия в двигательных актах, во взгляде – у кого-то медленные, спокойные движения, у кого-то резкие, суета в глазах. Но все же, большинство людей показывают некоторое соответствие в поведенческих проявлениях. Мы можем поставить себе вопрос – «отчего так?». На этот вопрос дает ответ психология, а именно, исторически сформировавшееся и развившееся учение о темпераменте. Разница в поведении может быть объяснена темпераментом, который, как известно, проявляется в любом виде деятельности, в походке, в жестах, во всем поведении.


Нужно выполнить решение задачи онлайн ? Заходите на Work5 и оформляйте заказ.


. Темперамент легко выявить посредством изучения скорости движения человека, по темпу его речи, по умению включаться в деятельность, по степени отзывчивости, эмпатичности по отношению к другим людям, по настойчивости в деятельности, выражению лица и тембру голоса человека. Исходя из этого, можно с уверенностью заявить, что темперамент, прежде всего, динамическая характеристика человека. Темперамент определяет психический ритм и темп, быстроту возникновения чувств, а также их длительность и устойчивость. Темперамент, без сомнения, можно отнести к таким понятиям, которые общеизвестны, а употребление одной из общеизвестных типологий темпераментов – Гиппократовской, прочно вошло в жизнь любого человека. Описывая характеристики какого-либо человека, мы употребляем названия темпераментов, именуя человека «сангвиником», «меланхоликом» и т.п. По аналогии с описанными в античной медицине темпераментами была дана характеристика типам нервной системы в связке с темпераментами. Темперамент рассматривался как основное поведенческое проявление свойств нервной системы человека, а различия между типами ученый выделял по приспособленности к окружающей среде и по стойкости в отношении болезнетворных агентов Особое место в системе свойств нервной системы, которое в своих исследованиях обнаружил ученый, занимает пластичность. Он считал, что типологические особенности нервной системы могут изменяться под влиянием условий жизни благодаря пластичности нервных процессов. Действительно, человек способен регулировать прирожденную силу или слабость нервной системы, привлекая ресурсы систем иерархически более высокого уровня, например, личностного. Тип нервной системы рассматривался как комплекс врожденных, природных свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности), представляя собой генотип в сочетании наследственных свойств нервной деятельности с изменениями, обусловленными внешней средой и приобретенными в течение индивидуальной жизни (фенотип) Все вышесказанное указывает на актуальность исследования проблемы темперамента и основных подходов к исследованию темперамента в отечественной и зарубежной психологии. Цель работы – определить специфику основных подходов к исследованию темперамента в отечественной и зарубежной психологии. Объект работы – темперамент как психологический феномен. Предмет работы – основные подходы к исследованию темперамента в отечественной и зарубежной психологии. В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования нами сформированы следующие задачи: 1. Определить особенности темперамента в зарубежной психологической науки 2. Определить взгляды темперамента в отечественной психологии 3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей темперамента и его характеристик. В исследовании приняли участие 40 респондентов – подростков в возрасте от 12 до 14 лет. Структура работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

Читать дальше
На основании проведенного исследования мы можем заключить, что темперамент выступает как важнейший психологический феномен. Он выступает как система свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов, а также поведения человека – их скорость, силу, прекращение и возникновение. Содержание темперамента характеризуется в свойствах, тогда как свойства – это отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют динамические аспекты всех видов его деятельности, которые имеют более или менее устойчивый характер, который сохраняется в течении длительного времени, проявляясь вскоре после рождения ребенка. В качестве свойств темперамента принято выделять сензитивность, активности и реактивность, ригидность и пластичность, темп реакции, интраверсию-экстраверсию, а также эмоциональную возбудимость. В рамках психологических исследований принято выделять целый ряд концепций, которые с разных сторон описывают феномен темперамента. Стоит отметить концепцию Гиппократа-Галена, связывающий темперамент с особенностями жидкостей организма, конституциональные теории Э. Кречмера и У. Шелдона связывают темперамент с морфологическими особенностями строения организма. В рамках теории ВНД темперамент связывается с типом нервной системы, который складывается из ее отдельных свойств – уравновешенности, силы, подвижность, а также совокупности процессов возбуждения и торможения. В рамках факторных теорий предполагается существование отпределенной системы факторов которые формируют относительно устойчивую характеристику темперамента индивида, являются связанными с его интеллектуальными способностями и не подвергаются значительным изменениям под влиянием опыта (теория Айзенка, например).
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии, - М.: Издательский центр «Академия», 1998. 2. Бабынин Э.В. Генетические аспекты темперамента// Психологический журнал, том 24, 2003 год, №5 3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие, - Пятигорск, 1990 4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., Прометей, 1993. 5. Егорова М.С., Кабардов М.К., Крупнов А.И., Кудинов С.И. Дифференциальная психология: проблемы и перспективы // Вопр. психол. 2002. №6. С. 144-145. 6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб. 2004. – 480 с. 7. Кроль В.М. Психофизиология человека. СПб.: Питер, 2003. 304 с. 8. Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Надысева В.В. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте.// Психологический журнал, том 25, 2004 год, № 6 9. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1976. 10. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. М., 2002. С. 360-366. 11. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект. - 2000. 12. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопр. психол. 1985. №1. С. 19-33. 13. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.-1989.-Т.10,-№ 1. – С. 14. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. 15. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993 16. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. 17. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1965. 18. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий // Хрестоматия по психологии. М., 1977. С. 333-337. ----------------------- [1] Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект. - 2000. [2] Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие, - Пятигорск, 1990 [3] Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Под ред. Э.А. Голубевой. Дубна: Издательский центр "Феникс", 1997. [4] Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1965. [5] Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям. Психологический журнал, 1995, т.16, № 1, с. 64-74. [6] Небылицын В.Д. б. Электроэнцефалографический метод в изучении свойств нервной системы человека. Тезисы докладов на II съезде Общества психологов, Вып.5. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963, с. 40-44. [7] Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Под ред. Э.А. Голубевой. Дубна: Издательский центр "Феникс", 1997. [8] Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии, - М.: Издательский центр «Академия», 1998. [9] Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб. 2004. – 480 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image