Введение 3
Глава 1. Проблемы подросткового возраста 5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 5
1.2. Кризис подросткового возраста 14
Глава 2. Социальная работа с трудными подростками 17
2.1. Девиация и норма в подростковом возрасте 17
2.2. Особенности работы с трудными подростками 21
Заключение 29
Список литературы 30
Читать дальше
Социальные учреждения занимающиеся социальной работой с семьей и
детьми, а также их межведомственные учреждения должны активно сотрудничать
с районными школами и другими учебно-воспитательными учреждениями в целях
проведения профилактической работы среди детей и подростков, по
просветительско-воспитательной работе в виде лекций по половому воспитанию,
вреде психически активных веществ, курения, алкоголизма. Одним из ведущих
направлений социальной работы должна стать организация свободного времени
подростков, формирование у несовершеннолетних культуры труда и отдыха.
Необходимо также развивать в подростковой среде волонтерское движение,
необходимо вернуть во многие социальные и дошкольные учреждения и даже
школы живые уголки с целью воспитания гуманизма в подрастающем поколении.
Профилактика, направленная на предупреждение дезадаптации и отклонений в
поведении несовершеннолетних, должна проводиться как общая, среди
определенной возрастной группы детей и подростков, так и адресная, в
отношении конкретного лица (трудного подростка или ребенка из
неблагополучной семьи).
Кроме того, социализация детей и подростков в обществе во многом будет
зависеть от того, насколько серьезно общество и государство позаботятся о
планировании и проведении воспитательной деятельности в отношении детей и
подростков. Среди предпринимаемых мер необходимо введение цензуры в
средства массовой информации, особенно на телевидении, разработка новых
образовательных программ, способст-вующих гуманизации образования, где
оптимально сочетались бы общегуманитарные и национальные ценности,
программы по культурному досугу детей, мероприятия воспитательного
характера. Государство должна беспокоить проблема воспитания будущего
поколения.
Читать дальше
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов /
Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с.
2. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. – М.: Изд-во «ЭКСМО–Пресс»,
2001. – 297 с.
3. Бурменская, Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультиро-
вании детей и подростков / Г.В. Бурменская. – М.: Изд-во Московского
психоло-го-социального института, 2002. – 416 с.
4. Возрастно-психологическое консультирование: хрестоматия / составитель
Т.А. Кирдяшкина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч.1 – 60 с.
5. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И.
Захаров. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 128 с.
6. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И.
Захаров. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
7. Копьев, А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в
контексте семейной психотерапии / А.Ф. Копьев // Вопросы психологии. –
1986. – №4. – С. 121–130.
8. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. –
М.: Академический проект, 2000. – 240 с.
9. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического
психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во «ЭКСМО–Пресс», 2004. – 896
с.
10. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.
Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
11. Прихожан, A.M. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан и др. –
М.: Знание, 1990. – 85 с.
12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М.:
Издатель-ский центр «Академия», 1999. – 160 с.
13. Раттер, С. Помощь трудным детям / С. Раттер. – М.: Просвещение,1987. –
350 с.
14. Руководство практического психолога: психологические программы
развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под
ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 128
с.
15. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез
и дизонтогенез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов н/Д: Феникс,
2004. – 384 с.
16. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к
взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,
2007. – 267 с.
17. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
Читать дальше