В проведённом нами исследовании, направленном на выявление языковой
личности персонажа художественного произведения на материале романа
Сэлинджера «Над пропастью во ржи» были рассмотрены следующие понятия:
"языковая личность", "языковая личность пессимиста», различные современные
точки зрения на ЯЛ.
В процессе становления героя происходит ряд диалогов, в ходе которых
имеет место рефлексия как проявление контроля над собой. Анализ текста
позволяет выявить систему диалогов, которая обобщается на основе следующих
критериев. 1. Участие в разговорах со взрослыми; среди взрослых - наличие
субъектов: учителя - обычное окружение, в сфере обычного окружения:
знакомые - незнакомые. 2. Участие в разговорах со сверстниками; среди
сверстников - наличие субъектов: школьники - обычное окружение, в сфере
обычного окружения: знакомые - незнакомые. 3. Участие в разговоре с сестрой
Фиби.
Самопознание героя осуществляется именно в процессе рефлексии над
причинами коммуникативных неудач. Об этом говорит рассмотрение основных тем
разговоров, определение инициаторов словесных конфликтов, выявление точек
коммуникативных неудач, анализ метавысказываний рассказчика. Герой
постепенно преодолевает ложь, пытается говорить правду, становится самим
собой и в итоге совершает поступок, который делает другого человека -
сестру Фиби - счастливым.
Между диалогами практически нет связи, хотя они выпуклы, рельефны,
отображают различные регистры речи. Объединяет их наррация Холдена
Колфилда. Возникает соотношение накопления речи, сгущения красок,
аффективного состояния, далее - разрыв связей, пропасть, молчание, пустота;
эта тенденция много раз повторяется. Данные особенности повествования
-приметы большого культурного стиля - барокко. Об этом свидетельствует и
то, что множество голосов в романе представлены как некие самостоятельные
речевые данности, каждая из которых имеет особый язык.
Речь Холдена отличается орнаментацией - избыточностью. Герой
орнаментирует свою речь не только жаргонными элементами, но и вводными
словами, обособленными членами предложений, уточняющими компонентами.
Рефлексия героя, который приходит к высоким истинам в процессе
самопознания, связана с его очищением от «нечистоты» в жизни. Это
сопровождается многоплановым комментарием рассказчика, использующего
различные регистры речи: от высоко пафосного до низкого, грубого.
Вульгарной лексики в романе немного, но сленг с различными неодобрительными
значениями употребляется часто. Сниженная разговорная лексика и сленг
используются для выражения особенностей обычной речи американского
школьника; в ситуациях, связанных с выражением эмоционального,
экспрессивного состояния, настроения героя; в ситуациях оценки рассказчиком
предметов и явлений действительности.
В ходе работы был проанализирован ряд примеров, взятых из романа "Над
пропастью во ржи", что позволило выявить стилистические приёмы,
использованные автором при создании языковой личности Холдена. Кроме того,
психологический, антропологический, бихевиористский и социокультурный
подходы позволили проанализировать языковую личность героя произведения во
всей их полноте. При проведении исследования феномена языковой личности
персонажа нами были употреблены следующие методы исследования: общенаучные
методы, которые включают анализ, синтез, индукцию и дедукцию. Всё это
позволило осуществить полное и многогранное исследование феномена языковой
личности персонажа художественного произведения.
Список литературы
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ДомКнига, 2006
2. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт:
становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические
науки, №1. М., 2001
3. Дашкова С.С. Устная речь как источник информации о человеке. Автореф.
дисс. раб. М., 1988
4. Канчер М.А. Языковая личность телеведущего в рамках русского
риторического этоса. Автореферат дисс. раб. Екатеринбург, 2002
5. Карасик В.И. Аспекты языковой личности // Языковая личность: проблемы
когниции и коммуникации. Волгоград, 2001
6. Карасик В.И. Общие проблемы изучения дискурса // Языковая личность:
институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000
9. Кормилицына М.А. Рефлексивы в речевой коммуникации // Проблемы речевой
коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.
10. Кузневич З.А. Языковая личность в художественно-литературном дискурсе
Эрнеста Хемингуэя. Автореф. дисс. раб. Иркутск, 1999
11. Леонтьев A.A. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977
12. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986
13. Пушкин A.A. Способ организации дискурса и типология язывовых личностей
//Язык, дискурс и личность. — Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1990
14. Язык и личность. Под ред. Г.А. Золотовой и В.А. Виноградова. М., 1989
15. Богин Г. И. Концепция языковой личности: Автореф. дисс. д. филол. наук.-
М., 1982.
16. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям
текстов: Автореф. дисс. д. филол. наук. - Л., 1984.
17. Караулов Ю. Н. «Четыре кита» современной лингвистики или о
предпосылках включения «языковой личности» в объект науки о языке (от
содержания науки – к ее истории) // Соотношение частнонаучных методов и
методологии в филологической науке: Сб. науч. Трудов. – М., 1986.
18. Караулов Ю. Н. Из опыта реконструкции языковой личности // Литература.
Язык. Культура. – М., 1986.
19. Шаховский В. Н. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной
ситуации // Филол. науки. – 1998. №2.
20.Язык и личность. – М., 1989.
21. Антропоцентризм русского и переводного эзотерического дискурса:
лингвориторический аспект // Лингвориторическая парадигма: теоретические и
прикладные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3 / Под ред. проф. А.А.
Ворожбитовой. – Сочи: СГУТиКД, 2003.
22. Проблематика речевого воздействия в профессиональной подготовке
преподавателя-филолога // Лингвориторическая парадигма: теоретические и
прикладные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5 / Под ред. проф. А.А.
Ворожбитовой. – Сочи: СГУТиКД, 2004.
23. Антропоцентрическая парадигма и языковая личность в прозаическом тексте
// Материалы конференции по проблемам филологии и методики преподавания
«Лингвофевраль». – Сочи: СГУТиКД, 2005.
24. Ворожбитова А. А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и
прикладные аспекты: Монография. Сочи: СГУТиКД, 2000.
25. Дружинина В.В., Ворожбитова А.А. Лингвориторические параметры идиостиля
как выражение менталитета языковой личности ученого (А.Ф. Лосев):
Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2005.
26. Болотнова Н.С. Основы теории текста.- Томск, 1999
27. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования.-М., 1981
28. Лингвориторическое образование: Теория текста.(Введение): Учеб. пособие
к семинарским занятиям для студентов филол. спец. высш. учеб. заведений.-
Сочи,2001.
29. Шаклеин В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста. – М.,
1997.
30.Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат и речемыслительное обоснование.
–Минск,1999.
31. Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: Учеб.
пособие.-Изд.2-е, испр. и доп.- М: Высшая школа, 2005.-367 с.
32. Маслова В.А. Лингвокультурология. – М., 2001.
33..Ейгер Г.В., Раппорт И. А. Язык и личность: Учебное пособие. –М.,1987
34. Крячков Д.А. Об одном подходе к изучению языковой личности в
коммуникации //Вестник ОмГУ- 2005, № 3
35. Шаховский В.Н. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной
ситуации // Филол. науки. - 1998. №2.
36. Слышкин Г.Г. Аксиология языковой личности и сфера наивной лингвистики
// Социальная власть языка: Сб. науч. тр. - Воронеж: ВГУ, 2001.
37. Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи // Эксмо, 2008.