Подводя итоги, следует отметить, что отношения США с Ираном носят квазистационарный характер. Представляют интерес механизмы усиления влияния США на Иран. Данные инструментарии можно подразделить на сле-дующие направления:
1. Ограничение отношений Ирана с ведущими экономическими державами Запада, особенно в высокотехнологичной сфере, а также в инвестициях в иранскую экономику (недостаток иностранных инвестиций остается наиболее серьезным фактором сдерживания в экономическом развитии Ирана).
2. Тотальный геополитический шантаж Ирана Соединенными Штатами через создание пояса изоляции вокруг Ирана. США довольно легко манипулируют отношениями между Ираном и государствами регионов Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, Южного Кавказа и другими (важным рычагом влияния на Иран имеет активность американской политики в отношении Ирака, Афганистана и Каспийского моря), обладая контролем над большинством государств этих регионов.
3. Поддержка таких государств, как Саудовская Аравия, Израиль, Турция, Узбекистан и Азербайджан, что заставило Иран втянуться в региональную гонку безопасности, которая предполагает огромные материальные затраты и тем самым ограничение экономического развития.
4. Вовлечение иранской диаспоры в США, насчитывающей 1,5 млн человек и относящейся к одной из наиболее организованных и состоятельных общин Америки, оказывает возрастающее влияние на Иран и его политику, в том числе имеет пропагандистское значение для иранской молодежи.
5. Привлечение проиранского лобби в США, имеющего беспрецедентно большое влияние, так как включает не только ведущие нефтяные компании, но и их представителей в Конгрессе и в администрации, становится важным фактором влияния на Иран и на иранское общество (по существу, иранцы увидели в этом лобби выразителей своих интересов).
Однако в складывающихся условиях начинает приобретать значительное влияние на США позиция европейских стран по разрешению иранской проблемы. Благодаря этому на сегодня ситуацию вокруг Ирана можно охарактеризовать как состояние шаткого политического равновесия.
Кроме этого, в США сформировались группа политиков и аналитические группы, выступающие за деидеологизацию внешней политики США и обеспечение большего прагматизма, в особенности касательно экономических приоритетов.
На сегодня политика Вашингтона в отношении Тегерана, несмотря на укрепление позиций в Белом доме жестких консерваторов, находится в состоянии ожидания и выбора возможных путей разрешения иранской дилеммы. Во многом американская позиция будет зависеть от внешних факторов, прежде всего от разрешения иракского кризиса и результата сотрудничества европейской "тройки стран" по предотвращению развития Ираном ядерных разработок.
Новым субъективным фактором, который уже сегодня заставляет США в определенной степени отстраниться от иранского кризиса, является ситуация в Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом, где Вашингтон столкнулся с жестким и конструктивным сопротивлением против своей политики в регионе, обострив отношения с Китаем, Россией и рядом центральноазиатских республик.
Не исключено, что "проблемы" Вашингтона в Ираке и в Центральной Азии могут подстегнуть иранское руководство к проведению менее сдержан-ной и более вызывающей политики по отношению к американской стороне. Вполне вероятны новые заявления лидеров ИРИ о возобновлении ядерных разработок в мирных целях, а также их критика в адрес политики администрации Дж. Буша на международной арене и, в частности, по отношению к Ираку. В данном случае иранский кризис может принять новые формы долгосрочного противостояния сторон до определенного решающего момента. В этой связи нельзя исключать и военной интервенции со стороны США, однако в меньшей степени.
В целом на сегодня, вероятнее всего, политика Вашингтона будет вы-страиваться в ракурсе прежней жесткой критики Ирана. А, учитывая характер серьезных трений, наиболее предпочтительным сценарием развития американо-иранских отношений в предстоящие один-два года станет, скорее всего, хрупкий мир.?