Заключение
Клубы при библиотеках получают распространение в 20-е годы XX века. В резолюции 1-го Съезда библиотечных работников РСФСР (1-7 июля 1924 года) подчеркивалось, что массовая работа библиотек «должна быть рассчитана на впечатление формой, воздействие влиянием на зрение, слух, на любознательность людей, используя театральные клубные массовые действия». В массовых библиотеках страны открываются клубы самых различных направлений. Зачастую библиотека и клуб, особенно в сельской местности, находятся под одной крышей. Так, например, в отчетном докладе Комитета ВКП(б) Ухтинского уезда отмечалось, что «в уезде имеется 7 изб-читален, 3 клуба и 31 красный уголок. В каждом очаге культуры работает 5-7 кружков. В библиотеках и кружках-читальнях проводят беседы, спектакли, громкие читки, обсуждения газет и журналов и др.».
Мощным импульсом для дальнейшего развития клубов при библиотеках стало принятие «Положения о любительском клубе, объединенным по интересам» (июль 1986 года). В официальном документе были определены основные направления содержательной деятельности клубов. На основе данного признака были выделены:
• объединения общественно-политической направленности (клубы политической информации, политклубы, клубы избирателей, клубы международников, клубы философов и др.);
• объединения интернационалистической, патриотической и военно-патриотической направленности;
• объединения производственной и научно-технической направленности (клубы деловых встреч, клубы экономистов, новаторов, рационализаторов и изобретателей, клубы технического творчества – радиолюбителей, технического моделирования, картинга и др.);
• объединения естественно-научной направленности (любителей астрономии, садоводов, цветоводов, аквариумистов, собаководов, любителей кошек и др.);
• объединения морально-этической направленности (дискуссионные клубы);
• объединения эстетической направленности (любителей музыки, театра, кино, литературы, песни, изобразительного искусства, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного искусства и т. п.);
• физкультурно-оздоровительной направленности.
В «Положении о любительском объединении, клубе по интересам» были изложены основные принципы формирования клубных объединений, освещены вопросы организационно-методического характера. Так, регламентирующей документацией клуба были названы: положение (устав), план работы, дневник мероприятий, список участников. В уставе общим собранием членов клуба утверждаются все основные стороны организации и деятельности:
1) наименование клуба, кем организован, где и для кого;
2) цели и задачи клуба;
3) права и обязанности членов клуба;
4) построение клуба и органы самоуправления;
5) атрибуты клуба (девиз, эмблема, гимн).
В 1970-1980-е годы в массовых библиотеках получили распространение клубы различной содержательной направленности: общественно-политические, военно-патриотические, литературно-художественные, дискуссионные, краеведческие. Одни из них открывались официально «сверху», другие – «снизу»: исключительно по инициативе читателей.
Наличие большого массива документов по профилю клуба, в свою очередь, становилось определенным стимулом для привлечения новых членов. В рамках литературно-художественных клубов также было организовано добровольное взаимоиспользование фондов личных библиотек участников. Работу литературно-художественные клубы осуществляли в тесной координации с другими творческими организациями, музыкальными училищами, художественными школами. Доброй традицией ЛИТО (литературно-творческих объединений) явилось обсуждение на заседаниях клуба еще не опубликованных произведений. При этом открытые заседания литературных объединений, на которых, подчас нелицеприятно, разбирались стихи, рассказы или пьесы начинающих писателей, специально приглашенных на заседание ЛИТО, привлекали других читателей библиотеки. Такие открытые заседания клубов приносили несомненную пользу как членам клуба, так и самим молодым писателям, оттачивали их литературное мастерство.
Особый интерес вызывает организация при библиотеках различных творческих объединений: ЛИТО, арт-студий, любителей театра, киноискусства, видео, анимации, веб-дизайна и др. При этом большинство из созданных любительских объединений предназначены для детей и юношества. Например, при Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского (юношеский отдел) существует клуб любителей литературного творчества «Питер Пан». Там собираются ребята, которые сами сочиняют стихи, малую прозу, публицистику. Клуб даже выпускает газету с работами ребят под названием «Подоконник». Вместе с тем лучшие стихи и рассказы участников клуба публикуются в еженедельной городской газете для детей и подростков «Пять углов». Первые публикации не только почетны и приятны для членов клуба, но и стимулируют авторов к дальнейшей продуктивной творческой деятельности.
Самого пристального внимания заслуживает организация при библиотеках театральных объединений. Театр в библиотеке существовал еще с конца XIX века, но в наши дни кроме традиционного драматического театра открыты и другие – кукольные, пальчиковые, театр книги, театр теней. В некоторых библиотеках созданы специиальные центры по развитию интеллектуальных и творческих способностей пользователей. Работа этих центров обычно отличается высоким методическим уровнем, когда используются инновационные разработки в области педагогики и психологии, внедряются в практику авторские программы личностного роста и развития творческих способностей читателей.
Основные цели организации кружка в библиотеках: повышение уровня знаний читателя в определенной области, развитие его творческих способностей и ускорение личностного роста. Кружки создаются по инициативе библиотек в тех случаях, когда нет постоянного активного «ядра» читателей для организации клубной работы. Кружок – это хорошая проба сил для молодого, начинающего библиотекаря. Иногда библиотека только организует работу кружка, которым руководит педагог или профессионал в какой-либо области деятельности. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год, поэтому состав участников периодически меняется. В наши дни в публичных библиотеках страны открыто множество кружков разного содержательного наполнения для всех возрастных групп пользователей. Так, под крышей библиотеки успешно работают:
1) кружки ремесел и рукоделия («Умелые руки», «Очумелые ручки», «Волшебный лоскуток», «Золотая игла»), по вязанию, вышиванию, бисероплетению, гончарному делу, оригами, изготовлению поделок из природных материалов;
2) кружки мягкой («Мягкая игрушка»), глиняной игрушки;
3) краеведческие кружки;
4) драмкружки;
5) изокружки («Волшебная кисточка», «Шелковая кисточка», «Послушная глина»);
6) кружки по кулинарии;
7) танцевальные кружки.
Порой именно библиотека становится центром сохранения традиций местных народных промыслов – лепки фигурок из соленого теста («Лепота») или вязания пуховых платков, выделки глиняных игрушек или изделий из кожи.