Оглавление Введение 3 Античная риторика 8 Античная поэтика 16 Заключение 20 Список литературы: 23

Становление науки стилистики в античном мире

реферат
Культура
23 страниц
100% уникальность
2012 год
101 просмотров
Аистов И.
Эксперт по предмету «Стилистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 3 Античная риторика 8 Античная поэтика 16 Заключение 20 Список литературы: 23
Читать дальше
Введение В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика. Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения), т.е. язык изучается «по всему разрезу его структуры сразу» (Г.О. Винокур). В середине 50-х гг. XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования A.


Даже если требуется заказать ответы на экзаменационные билеты в Новосибирске , наш сервис поможет вам.


.M. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокур и др. На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных ее типов и разновидностей, т.е. она изучает «диалектику языка в речи» (А.Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль. Стилистика — филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему. Главная задача стилистики - изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска). Задачами же преподавания стилистики являются: изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи, 2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения. Изучение стилистики в вузе имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры. Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы культуры речи и методики преподавания языка в средней школе, она имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода и т.д. Стилистика рассматривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявлениях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качественной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) окрашенных элементов.

Читать дальше
Заключение Для современной науки и языковой практики характерно возникновение новых дисциплин на стыке старых и появлением определенного числа новых подъязыков, соответствующих новым сферам науки. Изучение стилистики входит в предмет нескольких научных отраслей, стилистика является частью каждой из них, но в то же время представляет собой единое целое как реальный объект отдельной науки. Стилистика, реализуя связь с другими лингвистическими дисциплинами, изучает существующие в речи закономерности употребления языка. Наиболее тесно в последние десятилетия стилистика соприкасается с культурой речи. Определенный стиль речи выражается в том, как строится высказывание по определенному стилистическому образцу с выбором определенных стилистических средств и соблюдением всех языковых и речевых норм литературного русского языка. «Правильность» и « норма»- центральное понятие культуры речи. Вопрос о соотнесенности этих понятий исследуется, поскольку предметом культуры речи можно считать искусство речетворчества, и стилистика, соответственно, входит в понятие «культура речи». Понятие стиля, безусловно, является предметом изучения и осмысления в такой лингвистической дисциплине, как риторика, где выделяется критерий эстетического восприятия текста, которому должны быть присущи качества, вызывающие эмоциональную реакцию читателя или слушателя. В настоящее время риторика трактуется как искусство воздействующей речи, способной усиливать эффективность коммуникативной целесообразности общения. При этом искусство речи («искусность») – это и есть стилистика речи, На уровне стиля речи можно рассматривать использование риторических фигур, различных выразительных средств, усиливающих воздействие на чувства и разум слушателей (читателей). Для того, чтобы этого добиться, наука «риторика» должна включать в себя знания системы языка, т.е. стилистики языка, знания законов построения речи, т.е. стилистики речи, знания, связанные с изучением психолингвистики, прагматики, теории коммуникации. Смежность наук «риторика» и «стилистика» прявляется прежде всего в общих направлениях исследований, связанных с описанием стилистических средств языка и с использованием этих средств в зависимости от языковой ситуации. Стилистика, рассматривая стили, несомненно, связана с теорией построения художественного, в том числе, поэтического текста. Наука о системе средств в литературных произведениях является одной из старейших дисциплин литературоведения. Теория словесности рассматривала в более раннее время жанровые формы построения разных типов художественных произведений. В средние века и в эпоху Возрождения в рамках этих наук внимание было сосредоточено на поэтически «украшенной» речи и стихосложении. Эта научная отрасль, называемая «поэтикой», выделяет и систематизирует элементы текста, оказывающие влияние на формирование эстетического впечатления. Постепенно термин «поэтика» вытесняется более распространенным термином «стилистика». В лингвистической стилистике художественная литература занимает особое место. Изучение речи художественного произведения невозможно без опоры на категории стилистики. Поэтика, т.е. стилистика художественной литературы, выявляет индивидуальную речевую манеру, индивидуальный стиль автора, черты авторов одного литературного направления. Лингвистическая стилистика не занимается изучением стиля отдельных писателей – это удел литературоведческой стилистики (стилистики художественной литературы). Для стилистики в целом характерно изучение стиля поэтических произведений, поскольку это связано с отбором языковых средств, композицией текста, формой и содержанием. Стилистика становится самостоятельной дисциплиной со своим терминологическим аппаратом. Но термины стиль, стиль языка, стиль речи, художественный стиль, текст, норма демонстрируют определенную связь и дают интересный материал для исследования их как терминологии стилистики. Таким образом, в античную эпоху, когда стилистика только зародилась и начала свое становление как наука, она опиралась на две гуманитарные дисциплины: это античная риторика и античная поэтика. Изучение стилистики практически невозможно вне связи с другими лингвистическими дисциплинами, поскольку современная лингвистика представляет собой единое целое, а ее составляющие взаимосвязаны. Появляются научные направления, в которых используются понятия смежных дисциплин, связанных с изучением речи, коммуникативной ролью языка и ролью личности в этой коммуникации.
Читать дальше
Список литературы: 1. Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. 2. Виноградов В.В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика. М., С. 6; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 1987. С. 22. 3. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. Учебное пособие / Е.Н. Корнилова. – М.: изд-во УРАО, 1998. – С. 109–178. 4. Радциг С.И.. История Древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1969. 5. И.М. Тронский. История античной литературы. М., 2003.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image