Введение 2
Глава 1. ЗПР и ее особенности в младшем школьном возрасте 4
Причины и виды ЗПР 4
Особенности восприятия, памяти и внимания младших школьников с ЗПР 7
Особенности мышления младших школьников с ЗПР 9
Проблемы обучения детей с ЗПР 17
Глава 2. Изучение познавательной сферы детей с ЗПР в младшем школьном возрасте 19
Заключение 23
Выводы 25
Список литературы 26
Приложения 28
Читать дальше
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом
развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с
задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в
развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха,
зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают,
связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и
обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.
Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может
проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость
эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно
сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А
отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость,
сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут
сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение
восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например,
ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом
ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь
обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный
(неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР нередко сопровождается проблемами
речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР
наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в
первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление.
К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми
необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями
(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). При этом ЗПР не
является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ
обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в
соответствии с особенностями развития ребенка.
Читать дальше
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии. - М., 1994. – 325 с. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В.
Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68
с.
2. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического
изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 5.
3. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое
общество России, 2002. – 128 с.
4. Дети с задержкой психического развития /Под ред.Т. В. Власовой, В.И.
Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1984. – 210 с.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под
ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.
6. Ковалев В, В., Кириченко Е, И, Пограничные формы интеллектуальной
недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития //
Психиатрия детского возраста / Руководство для врачей). В. В. Ковалев. —
М.: Медицина, 1979. - 608 с.
7. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная
психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и
нейропсихологическая диагностика) - М., 1995.
9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. - М.: Владос,
2003. - 128 с.
10. Никишина В.Б. Причинная обусловленности ЗПР у детей. - Ярославль,
2000.
11. Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.:
Академия, 1995. – 360 с.
12. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И.
Лубовского. - Смоленск, 1994.
13. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших
школьников с ЗПР // Дефектология. - 1991. - № 2.
14. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., Педагогика, 1990 г.
Читать дальше