Введение 3 Глава 1. Теоретические основы типологизации культуры 7 Глава 2. Структура культуры и ее видовые особенности 16 Глава 3. Взаимосвязь различных наук, изучающих явления культуры 21 Заключение 24

Типологизация культуры. Виды и роды культуры. Науки, изучающи явления культуры.

курсовая работа
Культура
0 страниц
100% уникальность
2012 год
233 просмотров
Флуерарь Н.
Эксперт по предмету «Мировая культура»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы типологизации культуры 7 Глава 2. Структура культуры и ее видовые особенности 16 Глава 3. Взаимосвязь различных наук, изучающих явления культуры 21 Заключение 24
Читать дальше
Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней.


Где лучшие кандидатские диссертации на заказ ? Конечно на Work5.


. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах. Так, антропологи используют понятие культуры в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой). Таким образом, понятие культуры в широком смысле можно определить как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем. В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей данного общества в данный отрезок времени. Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры. Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы культур, называется типологизацией. Как научный метод, используемый в культурологи, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Критерии для выделения разных типов культур могут быть различные. Это могут быть: этнографические критерии, пространственно-географические критерии, хронологическо-временные, ценностные ориентации. Следует иметь в виду, что по одним признакам те или иные культурные единицы могут оказаться включенными в один тип культуры, а по другим основаниям - в иной. Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или-вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др. Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура. Цель исследования – проанализировать типологизацию и структуру культуры. Задачи исследования: 1. Дать характеристику различным типологиям культуры; 2. Рассмотреть виды и роды культуры; 3. Проанализировать науки, изучающие различные стороны культуры; 4. Сделать вывод о сложности типологизации и структуры культуры. Методы исследования - работа с литературными источниками, контент-анализ, дискурс-анализ.

Читать дальше
Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Тип культуры - это обобщенные по принципу сходства культурные единицы. Как метод научного познания позволяет упорядочить и классифицировать многообразие культурных форм. Для типологии культур характерно: во-первых, перечисление в этом виде связей обычно исчерпывает себя. Иначе говоря, в определенном направлении количество признаков культурной системы или каких-то факторов оказывается строго определенным. Скажем, М.Вебер предлагает типологию управления -традиционный, научный и харизматический типы. В данном концептуальном контексте вряд ли можно добавить здесь еще один определитель. Многообразие типов социального управления действительно в известном смысле выглядит самодостаточным.12 Культурология / Под ред. А.А.Радугина. М., 2010, c. 71 Во-вторых, типология имеет всегда единое базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен быть обнаружен единый фундамент. Типологизация всегда предполагает некоторую схематизацию, упрощение реальности. Выделение типов культуры - это не просто описание реальных культур и "сортировка" их по определенному признаку. Типологизация - это скорее конструирование "идеальных объектов", "идеальных типов" (естественно, на основе осмысления эмпирического материала), сочетающих в себе типологически важные черты. Ученый описывает реальность, соотнося ее с этими идеальными моделями. Поэтому в реальности, как правило, выделенные учеными типы явлений не встречаются "в чистом виде".Неоднозначность критериев и познавательных целей, на базе которых осуществляется типологизация культур, свидетельствует о том, что построить и дать одну единственную типологию культуры нельзя. Этим и объясняется то, что современное культурологическое знание представлено различными типологиями культур. Знакомясь с различными типологическими моделями, важно осмыслить и выделить четко, какие познавательно-исследовательские задачи ставились авторами тех или иных типологий культуры и какие критерии для выделения типов культур были положены в их основу. Массовая культура ориентирована на рынок и характеризуется: примитивизацией отношений между людьми; развлекательностью, забавностью, сентиментальностью; натуралистическим смакованием секса и насилия; культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами; культом посредственности, условностью примитивной символики. Массовая культура всегда авторская, призвана удовлетворить сиюминутные запросы людей. Она является актуальной культурой, в отличие от элитарной и массовой форм, которые удовлетворяют стратегические социальные запросы людей.13 Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 2006,c.209 По признаку субстанциональности и функциональности возможно выделять такие субкультуры, как системы ценностей определенных социальных (городских, сельских, профессиональных, молодежных) групп.Молодежная культура в качестве одного из своих явлений предполагает сленг (жаргон). Он выступает неким паролем, позволяющим отличить своих от чужих. Примерами общемолодежного современного сленга могут служить следующие слова: толкнуть - прогулять, пропустить; намутить - достать что-либо; шняга - ерундовая вещь; отмороженный - человека ни на что не реагирующий; гнать - врать. Особняком группируются слова наркоманского жаргона: банчила - торговец наркотиками; герасим или греча - героин; ветерок - игла; головняки - неприятности; машина или баян - шприц.Многообразие видов и родов человеческой деятельности означает существование политической, экономической и иных видов культур.Совокупность нематериальных элементов - норм, правил, законов, символов, языка, идей образует духовную сторону культурной деятельности и обозначается термином "духовная культура". Она имеет сложную структуру, включая в себя познавательную, нравственную, правовую, художественную, религиозную и иные стороны. Духовная культура в качестве структурного элемента включает культуру общения. Термин "общение" означает взаимодействие партнеров, осуществляемое посредством символов и знаков. Целью общения является стремление изменить поведение другой стороны в нужном для себя направлении. Важным условием достижения этой цели является знание механизмов, корректирующих собственное поведение. Коррекция может выступать в форме самообмана. Дело в том, что содержание такой психической реалии как "я" - многозначно. Субъектом обмана выступает "я", отражающее единство духовного, природного и социального, - то есть психическая форма самоидентификации. Объектом обмана выступает так называемый человек в человеке - внутренний цензор, контролирующий поведение "я-индивидуальности". К числу механизмов самообмана допустимо отнести следующие: генерализация - то есть стремление превратить следствие частного случая в психологическую установку; упущение - стремление к бессознательной селекции нужной информации; искажение - желание сохранить сформированное видение мира, несмотря на очевидную оппозицию информации поступающей из внешнего мира.Материальная культура характеризует материальную жизнь общества с точки зрения ее влияния на развитие человека. Включает в себя культуру быта, культуру труда и материального производства, физическую культуру. Указанные понятия эффективны в процессе познания культуры как целостного социального феномена, позволяют проанализировать ее природу и тенденции ее динамики и статики, определить ее роль и значение как способа бытия человечества.
Читать дальше
Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 2007. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - В 3-х ч. - М., 2009 Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб.пособие. В 2-х  ч. - М. , 2006 Кармин А. С. Основы культурологии. - СПб, 2008. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М. , 2008. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф.Кефели. - СПб, 2010 Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 2009. Маллюга Ю.А. Культурология. - М., 2008. Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 2006. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 2009 Орлова Э.А. Введение в социальную, культурную антропологию. - М., 2011. Основы теории и истории культуры. - СПб., 2009. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 2007. Полищук В.И. Культурология. - М., 2008. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 2007. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. М., 2010. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д., 2009. Культурология: учебник для студентов технических вузов / Под ред.Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2009- www.engineer.bmstu.ru/res/kultura Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2008. Матецкая А.В. «Социология культуры». Уч. Пособие. Ростов. РГПУ. 2006, с. 133-143 Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие. - СПб: СПбГИЭУ, 2006, с. 69-70 Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 2010 Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д., 2006.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image