В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: ОВД Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, которые наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Однако эти оперативные подразделения органов исполнительной власти, которые перечислены в ст. 13 Закона об ОРД, имеют право называться органом дознания, а не государственными органами, в отличие, от ОВД, которые относятся к органам дознания.
Государственные органы и должностные лица, которые перечислены в ст. 40 УПК РФ, нужно рассматривать в качестве органов дознания только тогда, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства. Во всех других случаях данные органы относятся не к органам дознания, а к ОВД, органами государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, иными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Определения «орган дознания» и «начальник органа дознания» очень похожи, если сравнивать их процессуальные полномочия в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности.
Начальник органа дознания — это, начальник или руководитель того ведомства, которое отнесено законодателем к органу дознания, а также лица, которые по должности являются заместителями этого начальника (руководителя). В системе органов внутренних дел статусом начальника органа дознания вправе обладать начальник органов внутренних дел, а также его заместители.
Начальник подразделения дознания является руководителем специализированного подразделения, которое применительно к системе органов внутренних дел функционирует в службе милиции общественной безопасности. Данный руководитель, как начальник специализированного подразделения дознания, подчиняется начальнику органов внутренних дел и его заместителям, при этом не обладают статусом начальника органа дознания. Он наделен определенными процессуальными полномочиями, которые осуществляются только в отношении дознавателей, которые находятся в его подчинении, то есть по отношению к штатным дознавателям. Распространять свои процессуальные полномочия по отношению к иным должностным лицам органов внутренних дел он не имеет право.
Дознаватель — это процессуальный статус участника уголовного процесса, которым может быть наделено любое должностное лицо органов внутренних дел, которому начальником органа дознания поручено производство дознания или иной уголовно-процессуальной деятельности. Также дознаватель — это сотрудник подразделения по организации дознания службы полиции общественной безопасности, состоящий на должности дознавателя (штатный дознаватель).
Компетенция — это пределы деятельности участника в сфере уголовного судопроизводства, определяемые законодателем совокупностью процессуальных полномочий и подследственностью уголовного дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ органы дознания обязаны расследовать преступления в форме дознания по которым необязательно производство предварительного следствия и выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие.
Дознание — это форма предварительного расследования, которая осуществляется дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому необязательно проводить предварительное следствие. Чтобы установить все обстоятельства, которые подлежат доказыванию, по делам, по которым не обязательно проводить предварительное следствие, относится к компетенции органов дознания.
Срок дознания — это промежуток времени, который установлен в законе для расследования преступлений в форме дознания, которое проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).
Срок дознания может быть продлен до 30 суток прокурором, а также в исключительных случаях может продлеваться прокурором района, города до 6 месяцев, прокурором субъекта Российской Федерации до 12 месяцев. Для того, чтобы продлить срок дознания дознаватель составляет мотивированное постановление, в котором объясняет необходимость продления срока расследования.
Порядок производства дознания определяется в главе 32 УПК РФ. Расследование в форме дознания, одинаково производится, что и в форме предварительного следствия, которые установлены главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, что отмечено в ст. 223 УПК РФ, которая определяет порядок производства дознания.
В соответствии с нормами УПК РФ дознаватель относится к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения. На него возлагается обязанность расследовать уголовные дела частно-публичного и публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ), но только с согласия прокурора, независимо от волеизъявления потерпевшего при отсутствии его заявления (заявления его законного представителя).
Данное расследование в форме дознания — это деятельность дознавателя в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
Уголовное преследование также можно понимать и как деятельность дознавателя по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
В УПК РФ четко указаны виды следственных действий, которые дознаватель имеет право производить. Обязательное условие для признания доказательств допустимыми, которые были получены в ходе предварительного следствия, является соблюдение установленных процедур их производства. Поэтому знание дознавателем видов и процессуального порядка производства следственных действий является непременным условием эффективности его правоприменительной деятельности при расследовании преступлений в форме дознания.
Особенно, хотелось бы отметить, что обновляющийся процессуальный режим дознания, тем не менее, содержит немалое количество неразрешенных проблем, которые требуют активного вмешательства законодателя.