Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Главные принципы и определения частно-государственного
партнерства …………………………………………………………..5
1. Частно-государственное партнерство как институт современной
экономики …………………………………………………………………..5
2. Модели, формы и механизмы частно-государственного
партнерства………………………………………………………………….8
Глава 2. Институт недвижимости как объект частно-государственного
партнерства ………………………………………………………….11
2.1 Развитие и реализация частно-государственного партнерства ………..11
2.2 Частно-государственного партнерство в сфере малоэтажного
жилищного строительства ……………………………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы ………………………..31
Читать дальше
В России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ЧГП,
однако для его практической реализации необходимо решение ряда
принципиальных вопросов.
Во-первых, обеим сторонам партнерских отношений следует четко осознать,
что эффективное ЧГП нельзя рассматривать узко, только как привлечение
дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно
учитывать реальные интересы обеих сторон. Конкретные механизмы партнерств,
выработанные многолетним мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного
и ответственного распределения правомочий сторон, не ущемляющего интересы
каждой из них. Однако возможные преимущества не реализуются сами собой,
после принятия соответствующего нормативного пакета. Главное здесь -
разобраться в особенностях российской модели взаимодействия государства и
бизнеса. Сейчас у нас наблюдается причудливый симбиоз элементов
неолиберальной модели, госкапитализма, остатков олигархической модели.
Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и
предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Без этого, без
уверенности в стабильности "правил игры" от бизнеса нельзя ожидать ничего,
кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах
государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства
при этом может быть утрачен.
Во-вторых, необходим существенный прогресс в понимании и практической
реализации публично-правовых функций государства. Пока российское
законодательство не выделяет специально публично-правовых функций и не
устанавливает связи между ними и публичной собственностью. Конструкция
права такова, что публично-правовые функции реализуются либо
административно, либо через гражданско-правовые функции. Организовать на
такой основе распределение правомочий между сторонами партнерства
невозможно. В странах с развитой рыночной экономикой накоплен большой опыт
успешного поиска ответов на "парадоксы публичных благ", который с учетом
отечественной специфики можно использовать и в России.
Особенностью закрытого паевого инвестиционного фонда является отсутствие у
владельца инвестиционных паев права требовать от управляющей компании
прекращения договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом
до истечения срока его действия иначе, как в случаях, предусмотренных
законом.
Управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым
инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических
действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все
права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный
фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам. Таким образом,
полномочия, связанные с заключением договора со строительной компанией,
предусматривающего разработку проектной документации на объект и его
строительство, относятся к компетенции управляющей компании.
По существу, ЗПИФ является основным инструментом в начале реализации
модели, задача которого - финансирование соответствующего проекта до уровня
инвестиционной привлекательности и создание условий для привлечения
сторонних инвесторов (коммерческих организаций, негосударственных
пенсионных фондов, иностранных инвесторов и др.), а также средств с рынка
ценных бумаг.
В итоге реализации проекта возводимое жилье находится в общей долевой
собственности владельцев инвестиционных паев - муниципального образования и
прочих инвесторов. Орган местного самоуправления может уменьшить либо
продать полностью принадлежащие ему паи.
Преимуществом описанной модели ЧГП является создание путем объединения
средств нескольких инвесторов финансово самостоятельного механизма,
наращивающего в процессе деятельности свои активы, позволяющего
осуществлять инвестиции в крупные и высокодоходные проекты.
В качестве безусловно положительной стороны этой модели следует назвать
возможность пайщиков (в том числе органов местного самоуправления)
контролировать действия УК и влиять на стратегические вопросы
функционирования ЗПИФ посредством голосования на общем собрании владельцев
паев, а также подробное законодательное регулирование деятельности
инвестиционных фондов и УК, обеспечивающее максимальную открытость и
прозрачность функционирования названных институтов, что, в свою очередь,
обеспечивает надежную защиту интересов инвесторов.
Также следует отметить, что законодательством установлены гарантии
защищенности интересов инвесторов, приобретающих паи ЗПИФ, от внешних
взыскателей. Так, в случае сложного финансового положения УК раздел
имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в
натуре не допускаются.
Читать дальше
1. www.lowbuild.ru
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 18.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (ч. II).
Ст. 3126.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 20. Ст.
2429.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст.
4562.
6. Гунажинова Ю.А. , Формирование моделей управления развитием МО на
основе ЧГП. Автореф. 2006. – 320 с.
7. Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств:
тенденции и зарубежный опыт. URL: www.eatc.ru/rus/doc.id_71.book_1.php
8. Исправникова Н.Р. Частно-государственное партнерство в России: пути
становления // Экономические науки современной России. 2008. №9. – 250 с.
9. Майбородин В.А., Хоменко О.А. Частно-государственное партнерство в
системе управления муниципальным образованием // Управление экономическими
процессами в России: Сб. науч. трудов. Саратов: Издательский центр «Наука»,
2006. – 360 с.
Читать дальше