Таким образом, из изложенного с неизбежностью вытекает вывод о том, что, если бы была сохранена эффективная система профилактики пре-ступности, обвального роста ее количественно-качественных показателей, возможно, удалось бы избежать. С другой стороны, очевидно, что без постоянного анализа изменений преступности, в том числе ее основных причин, без учета существующей на данный исторический отрезок времени у правоохранительных органов стратегии и тактики борьбы с ней, без правильного понимания реальных социально-экономических и политических современных условий существования общества и состояния общественного правосознания, невозможно говорить о построении эффективной профилактической системы.
Между тем иногда утверждается, что в современных условиях построить эффективную систему профилактики преступности невозможно.
Как справедливо утверждает профессор В.В. Лунеев, общество должно уметь держать преступность на социально приемлемом уровне. Другое дело, что без стройной и эффективной системы профилактики этого сделать невозможно.
Борьба с преступностью может быть эффективной, если она осуществляется на прочной правовой основе, соответствующей объективным закономерностям переходного периода России. Развитие законодательства нацеленного на противодействие преступности, должно быть тесно увязано с реформами в экономике, политической и социальной сферах, с международными обязательствами, с потребностями общества в ограничении негативных явлений, нарушающих его нормальную жизнедеятельность. Очень важно обеспечить системный характер мер по совершенствованию правовых основ борьбы с преступностью, их соответствие стратегическим установкам и приоритетам в этой области, а также внутреннюю согласованность, синхронность действий правовых институтов и норм отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью (в первую очередь, речь идет об уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве).
Реализация государственной политики России в борьбе с преступно-стью может быть достигнута лишь на основе согласованных усилий субъектов этой деятельности, скоординированного осуществления не только правовых, но и экономических, социальных, политических, а также иных мер.
Соглашаясь с профессором А.И. Алексеевым, можно утверждать, что координация мер по реализации политики борьбы с преступностью в общегосударственном масштабе должна происходить не только с участием уголовной юстиции (правоохранительных органов), но и с участием органов государственной власти, ее различных ветвей, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общественных объединений и движений, ведущих религиозных конфессий.
Предупредительная деятельность в области борьбы с преступностью осуществляется России. Особенности правового статуса субъектов профи-лактики связаны как с характером полномочий, так и со спецификой кон-кретных жизненных условий, в которых приходится действовать, на-пример, учителям в школах, представителями общественных организаций в трудовых коллективах, родителям в семье.
Однако, сотрудники органов внутренних дел считают свою деятель-ность по профилактике преступлений эффективной. В частности, отвечая на вопрос.
Важно подчеркнуть, что несмотря на определенные позитивные изменения, в целом предупредительная работа сотрудников органов внутренних дел еще недостаточно эффективна. В немалой степени этому способствует, мягко говоря, не всегда серьезное отношение к рассматриваемой проблеме не только рядовых сотрудников, но и лиц из числа начальствующего состава ОВД.
Несомненно одно, предупреждение преступности является важной составной частью в деятельности государства. Более того, в зависимости от положительного или отрицательного результата этой деятельности, можно говорить о надлежащем выполнении государством своих функций. Представляется, что имеются все необходимые и достаточные условия для налаживания эффективной работы по профилактике преступности.