ВВЕДЕНИЕ4 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ8 1.1. Понятие копинг-стратегии и совладающего поведения8 1.2. Факторы формирования совладающего поведения18 1.3. Понятие адаптивного копинг-поведения. Копинг-ресурсы29 2. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА РЕБЕНКА34 2.1. Место двигательной активности в жизнедеятельности человека.34 2.2. Психологические особенности людей с нарушением опорно - двигательного аппарата .36 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИВНЫХ ВАРИАНТОВ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА40 3.1. Диагностика копинг-поведения у детей с ОДА40 3.1.1. Методики исследования40 3.1.2. Описание выборки45 3.1.3. Методы статистической обработки46 3.1.4. Описание результатов констатирующего эксперимента46 3.2. Составление программы на основе полученных данных.52 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ97 ВЫВОДЫ104 Рекомендации по формированию адаптивных вариантов совладающего поведения у детей с нарушением опорно - двигательного аппарата105 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ106 ПРИЛОЖЕНИЕ 1114 ПРИЛОЖЕНИЕ 2117

Психолого-педагогические средства формирования адаптивных вариантов копинг-поведения у детей с ОДА (ограниченной двигательной активностью)

дипломная работа
0 страниц
100% уникальность
2012 год
73 просмотров
Рязанова М.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ4 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ8 1.1. Понятие копинг-стратегии и совладающего поведения8 1.2. Факторы формирования совладающего поведения18 1.3. Понятие адаптивного копинг-поведения. Копинг-ресурсы29 2. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА РЕБЕНКА34 2.1. Место двигательной активности в жизнедеятельности человека.34 2.2. Психологические особенности людей с нарушением опорно - двигательного аппарата .36 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИВНЫХ ВАРИАНТОВ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА40 3.1. Диагностика копинг-поведения у детей с ОДА40 3.1.1. Методики исследования40 3.1.2. Описание выборки45 3.1.3. Методы статистической обработки46 3.1.4. Описание результатов констатирующего эксперимента46 3.2. Составление программы на основе полученных данных.52 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ97 ВЫВОДЫ104 Рекомендации по формированию адаптивных вариантов совладающего поведения у детей с нарушением опорно - двигательного аппарата105 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ106 ПРИЛОЖЕНИЕ 1114 ПРИЛОЖЕНИЕ 2117
Читать дальше
======== “Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (К. Тиссо, XVIII в., Франция). Понятие «копинг» рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности (В.М.


Если заказать реферат на заказ, цена приятно удивит.


.Ялтонский, 1995). Выделяют две основные функции копинга. Первая, сфокусированная на проблеме, направлена на разрушение стрессовой связи личности и среды. Вторая, сфокусированная на эмоциях, направлена на управление эмоциональным дистрессом. Всегда при преодолении стрессовой ситуации человек использует обе названные функции. Стресс может переживаться эмоционально, когнитивно и поведенчески, но, как правило, существуют многочисленные и неповторимые комбинации всех трех этих компонентов. Поэтому, при оценке копинга необходимо определять обе его функции. Оценка индивидом стрессовой ситуации предопределяет пропорциональное представительство каждой функции копинга. Поведение, имеющее целью устранить или уменьшить интенсивность влияния стрессора, изменить стрессовую связь с собственно физической или социальной средой рассматривается как активное копинг-поведение. Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изменится ситуация. (R.S.Lazarus, 1966; R.S.Lazarus, S.Folkman, 1984; 1987). Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Актуальность работы обусловлена тем, что внаше время, количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень велико, и, к сожалению, похоже, в будущем их число не только не уменьшится, но, напротив, оно увеличится. Необходимо, однако, отметить, что объем знаний о психическом развитии детей с различными физическими недостатками на сегодняшний день не слишком велик, а имеющиеся знания о различных недостатках достаточно неравноценны. Существует огромное количество работ, посвященных изучению особенностей познавательных, эмоциональных и психических процессов у умственно-отсталых детей, много работ посвящено изучению особенностей развития слепых и глухих детей. В последнее время достаточно много работ были посвящены изучению детей с задержкой психического развития. Вместе с тем особенности развития психических процессов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата мало исследовались психологами. Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологическим изучением прежде всего и в наибольшей мере были охвачены дети с церебральным параличом1 В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – c. 367. . У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, а также со сложностями развития эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности. При этом для формирования моторных и психических функций характерны замедленный темп и асинхронность их созревания с появлением вторичных компенсаторных и в большинстве своем патологических симптомокомплексов. Степень научной разработанности проблемы. С 1960-х годов появилось множество работы, посвященных изучению особенностей личностного развития у детей и подростков с двигательными нарушениями (Oswin, 1967; Henderson, 1961; Saran, 1986; R. Dickshen, A. Dunsky, 2004; М.Б. Эйдинова, 1969; С.А. Бортфельд, 1988; К.A. Семенова, 1968, 1991, 1999; М.В. Ипполитова, 1967; Б.М. Коган, 2007; И.И. Мамайчук, 1976; О.В. Воробьева, 1987; А.В. Короткова, 2003; Г.В. Пятакова, 1990; Н.Б. Шабалина, 2002 и др.). В процессе исследований, у разных авторов в исследовании детей разного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявляются аффективные расстройства со склонностью к нарушениям настроения или аффективной взрывчатостью, страхи, проявления девиантного поведения (О.В. Воробьева, 1987; А.В. Короткова, 2003; Г.В. Пятакова, 1990; Н.Б. Шабалина, 2002). Цель исследования: вывить пути формирования адаптивных вариантов совладающего поведения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать проблему формирования адаптивных вариантов копинг-поведения у детей с нарушением опорно-двигательного-аппарата. 2. Выявить средстваформирования совладающего поведенияу детей с нарушением опорно-двигательного-аппарата. 3. Выявить способы реализации программы по формированию адаптивных вариантов копинг-поведения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, разработать программу по развитию адаптивных вариантов копинг-поведения.

Читать дальше
1. Для развития адаптивных копинг-механизмов у детей с ограниченными двигательными возможностями можно использовать программу работы, направленную на следующие компоненты: - выработка навыков эмоционального совладания - формирование позитивного Я-образа - формирование стратегии сотрудничества - обучение поиску смягчения трудных моментов. 2. На констатирующем этапе исследования выяснилось, что большинство детей с нарушением опорно-двигательного аппарата занимают пассивную позицию при решении проблем, имеют заниженную самооценку и уровень притязаний. 3. При повторной диагностике выяснилось, что дети, с которыми работали по специальной программе, стали выбирать более активные стратегии совладающего поведения, у них также повысилась самооценка и уровень притязаний, что подтверждает эффективность разработанной программы. У детей, с которыми не работали по программе не произоло изменений при вторичной диагностике. 4. Таким образом, гиптеза исследования подтвердилась.
Читать дальше
1. Абабков В. А, Перре М, Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб, 2004. - 166 с. 2. Абабков В. А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2004». - СПб., 2004. - с. 14-21. 3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.288 с. 4. Анкета для определения характера отставания школьника в обучении. – URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-190930.html?page=3 5. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т. 15, № 1.- с. 3-17. 6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. — № 1. 7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. N 1. С. 3–18. 8. Ашанина Е.Н. Психология копинг-поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, модель, технологии: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2011. 9. Багдасарьян И. С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. // Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. Красноярск, 2000. - 175 с. 10. Бассин Ф. В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопросы философии, 1969, № 2. с. 118-125. 11. Бассин Ф. В. Сознание, «бессознательное», болезнь (о современном подходе к психосоматической проблеме) // Вопросы философии, 1971, № 9. с. 90-92. 12. Беллак Л., Беллак С. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных). Киев, 1995. - 34 с. 13. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. - 270 с. 14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М., 1988.-400 с. 15. Блюм Г. Психоаналитическая теория личности М., 1996.246 с. 16. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1997. -352 с. 17. Боков С. Н. Школьная успеваемость и психологическая защита: результаты экспериментального изучения проблемы // Социальная психология XXI века. Сборник статей международного класса. -Ярославль, 2002. с. 23-26. 18. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М., 2001.-352 с. 19. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.144 с. 20. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения // Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М., 1986. - 206 с. 21. Варшаловская Е.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Мелик-Парса-данов М.В., Чех-латый Е.М. Психологические аспекты неврозов //Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. С.120-127. 22. Васильева Н. Л. Теория и методология современного детского психоанализа. СПб., 2005. - 158 с. 23. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. - 200 с. 24. Вассерман Е. Л., Катышева М. В. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1998, № 2. с. 45-52. 25. Вассерман Е. Л., Катышева М. В., Никитина Л. Н. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброорганическим синдромом: четыре наблюдения // Дефектология, 1999, №4.-с. 3-8. 26. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 78–83. 27. Воловик В. М., Вид В. Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией // Психологические проблемы психогигиены,психопрофилактики и медицинской деонтологии / Ред. М. М. Кабанов. -Л., 1990.-174 с. 28. Выготский Л. С. Полное собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. -М., 1983.-365 с. 29. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – c.9. 30. Выханду Л. К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // Применение математических методов в биологии. Т. З.-Л., 1964.-с. 19-23. 31. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2006. - 688 с. 32. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988.-560 с. 33. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.-608 с. 34. Дадаева О. А., Скляренко Р. Т., Травникова Н. Г. Клинико-психологические особенности детей и подростков, больных сколиозом. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2003, № 3. с. 10-14. 35. Данилова Е. Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология, 1996, № 6. с. 69-80. 36. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Социол. исслед. 1991. N 5. С. 3-8. 37. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы философии, 1990, № 4. с. 14-21. 38. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. - 248.с. 39. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации / Сост. В. В. Деларю. Волгоград, 2004. - 48 с. 40. Иовлев Б. В., Карпова Э. Б. Концепция отношений В. Н. Мяеищева // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1997, №1. — с. 15-16. 41. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Масиокова Е. М., Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 1993. - 52 с. 42. Исаев Д. Н. Психология больного ребенка. СПб., 1993. - 76 с. 43. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб., 2005. - 400 с. 44. Исурина Г. JI. Механизмы психологиечской коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М., 1990.-е. 89.-120. 45. Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д., Ташлыков В. А., Тупицын Ю. Я. Развитие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В. Н. Мяеищева на современном этапе. // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. - с. 100-109. 46. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев, 1987. - 272 с. 47. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985. - 304 с. 48. Карвасарский Б.Д. Неврозы. 2-е изд., перераб. и доп. —М. Медицина, 1990. — 576 с. 49. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. -М., СПб., 2005.- 176 с. 50. Кляйн М., Айзеке С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М., 2001. - 512 с. 51. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. - 608с. 52. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского университета.- Серия 14 «Психология» . – 2010 . – № 1, с. 46-57. 53. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского университета.- Серия 14 «Психология» . – 2010 . – № 1, с. 47. 54. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (coping) поведения // Психологическая диагностика, 2005, № 2. с. 65-75. 55. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб, 2005.-240 с. 56. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2004. – с.22. 57. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2004. 58. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2004. – с. 174. 59. Куттер П. Современный психоанализ. М., 1997. - 356 с. 60. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.-623 с. 61. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.-192 с. 62. Левченко И.Ю. Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1988, № 8. с. 15-24. 63. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с. 64. Либина А.В. Совладающий интеллект – М.: Изд-во Эксмо, 2008. 65. Либина А.В. Совладающий интеллект – М.: Изд-во Эксмо, 2008. 66. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. - 416 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image