Введение 5
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки младших школьников из алкоголезависимых семей 7
1.1. Алкоголезависимые семьи как социально-педагогическая проблема 7
Вывод по параграфу 1.1 13
1.2. Социально-психологические особенности младших школьников из алкоголезависимых семей 14
Вывод по параграфу 1.2 21
1.3. Сущность социально-педагогической поддержки школьников из алкоголезависимых семей 22
Вывод по параграфу 1.3 23
Вывод по главе 1 23
Глава 2. Практические аспекты социально-педагогической поддержки младших школьников из алкоголезависимых семей в условиях сельской общеобразовательной школы 24
Вывод по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 1 Опросник родительского отношения (ОРО) Я.А. Варга - В.В. Столина 36
Приложение 2 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка 38
Читать дальше
Все более значимую роль в решении семейнообусловленных проблем алкоголепотребления и созависимости детей играет деятельность специалистов по социальной работе и социальных педагогов. На условном домедицинском этапе они участвуют в программах первичной профилактики алкоголепотребления и созависимости; на условном медицинском этапе – совместно с медицинскими специалистами участвуют в семейной терапии; на условном послемедицинском этапе – участвуют в дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции.
По нашему мнению, создание программ социально-педагогической поддержки младших школьников из алкоголезависимых семей очень острая проблема.
Мы разработали программу социально-педагогической поддержки младших школьников из алкоголезависимых семей, которая может быть реализована как в городской, так и в сельской бщеобразовательной школе. В универсальности состоит одно из главных достоинст нашей программы.
Под социально-педагогической поддержкой мы понимаем комплексную систему мер, направленных на восстановление нормального функционирования семьи как важнейшего фактора успешности личностного развития и социализации ребенка.
В структуре разработанной программы нами выделено три модуля: модуль воспитательной работы с младшими школьниками, модуль развития педагогической компетентности родителей, модуль повышения профессиональной компетентности педагогических работников (заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, учителей начальных классов, педагогов-психологов) в области взаимодействия с семьей.
Технология реализации программы состоит из четырех этапов, предполагающих взаимодействие семьи и специалистов не только в рамках образовательного учреждения, но и включение других служб внешнего социума и субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Читать дальше
1. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М., 2002.
2. Арзуманов Ю.Л. Особенности нарушений у детей группы «высокого» риска заболеваний алкоголизмом // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 4.
3. Рожнова Т.М. К вопросу о наследственной отягощенности алкоголизмом // Военно-медицинский журнал. 2001. № 8.
4. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. М., 1991.
5. Москаленко В.Д. Взрослые дети больных зависимостями – группа множественного риска // Психическое здоровье. – 2006, № 5(5). – С.61- 67.
6. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. СПб., 2003.
7. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме М., 1974.- 547с.
8. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. /Лекции по наркологии (Издание второе, переработанное и расширенное). Под ред. Чл.-корр. РАМН, проф. H.H. Иванца.
9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Под ред. В.И.Селиверстова.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.— 408 с.
10. Углов Ф.Г. Алкоголь и мозг. Лекция, прочитанная 6 декабря 1983 г. в Доме ученых СОАН СССР в г. Новосибирске. http://pravdu.ru/lessons/uglov/
11. Cermak T.L. A primer on adult children of alcoholics. Pompano Beach, Florida : Health Communications. – 1985.
12. Robinson B.E. Working with Children of Alcoholics. D.C. Health and Company/Lexington, Massachusetts/Toronto: Lexington Books. – 1989. – 253 P.
13. Black C. Children of alcoholics as Youngsters- Adolescents – Adults / New York : Ballantine Books. – 1981. - 203 p.
14. Фромм Э. Бегство от свободы. / М.: «Прогресс». – 1990. - 271 с.
15. Евграфова И. Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации: автореф. дис.канд. пед. наук. Москва, 2001. 21 с.
16. Степанов Е. Н. Классный руководитель: современная модель деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 160 с.
17. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система. М.: Народное образование, 2002.
18. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2005. – 256 с.
19. Дементьева И. Ф. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников. 2002. - №7. - С. 21-28.
20. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с.
Читать дальше