Если нужны рефераты на заказ в Перми , заполняй форму на Work5.
. Разве это естественно?»[1] Пять больших романов Достоевского, на которых основывается его мировая слава, обращаются к теме преступления, т.е. убийства. Только во втором романе Достоевского, «Подросток», намечающаяся развитием сюжета смерть не осуществляется. В четырех остальных убийство стоит в центре повествования – в «Преступлении и наказании» даже двойное убийство: Раскольников убивает двух женщин одним топором. Рогожин из романа «Идиот» закалывает Настасью Филипповну, Петр Верховенский в «Бесах» стреляет в Шатова из американского револьвера. Смердяков в «Братьях Карамазовых» убивает Федора Карамазова чугунным пресс-папье. Марсель Пруст прав. Куда ни посмотришь, встретишь историю преступления. Как объяснить такое пристрастие к смерти? Кажется действительно противоестественным, что Достоевский говорит «только о ней», как замечает Альбертина Пруста. Романы Достоевского можно рассматривать как своеобразное философско- художественное введение в русский криминологический дискурс. Их иногда обозначают словами, взятыми из словаря самого писателя, - «Житием великого грешника». В процессе работы мною были использованы сочинения критиков, исследовавших творчество Достоевского. Книги М. Бахтина «Поэтика романов Достоевского» и Н. Бердяева «Миросозерцание Достоевского» являются одними из самых значительных работ, посвященных Достоевскому. Бердяев в своих трудах особое значение придает теме свободы и насилия. Он считает ее основной темой в творчестве писателя. Во многих произведениях Достоевский показывает становление личности преступника из «социально опасной личности»[2]. Н.В. Кашина в книге «Человек в творчестве Достоевского» исследует различные типы героев Достоевского. Среди прочих проблем она уделяет особое место восприятию героями Достоевского свободы. Наиболее полно и интересно тема свободы и насилия раскрывается также в следующих работах: Гус М. «Идеи и образы Достоевского», Одиноков В.Г. «Типология образов в системе Достоевского», Селезнев В. И. «В мире Достоевского». Ю.Г. Кудрявцев в своей книге «Три круга Достоевского» подходит к изучению творчества писателя с трех позиций: событийной, социальной и философской. Книги «Повесть безвременных лет» К. Баршта и «Бесы: роман-предупреждение» Л. Сараскиной посвящены подробному анализу романа «Бесы». Мною также были использованы сборники «Достоевский в конце 20 века», «Достоевский и мировая литература» и «Достоевский: материалы и исследования». В них содержаться интересные статьи Т. Касаткиной, Е. Трофимова, Г. Фридлендера, С. Белова, К. Степаняна. Еще одним важным сборников является «Властитель дум. Достоевский в русской критике конца 19-начала 20 в.в.», содержащий статьи известных русский критиков, таких как Д.И. Писарев. Цель исследования – проанализировать криминологическую проблематику в творчестве Достоевского на примерах произведений «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и других. Задачи исследования: 1. Проанализировать жизненный путь писателя; 2. Выявить взаимосвязь между его биографией и криминологической составляющей в произведениях Достоевского; 3. Описать предмет криминологического исследования; 4. Проанализировать результаты криминологического творчества Достоевского; 5. Выявить типы преступников; 6. Проанализировать мотивы преступлений; 7. Описать истоки терроризма по Достоевскому. Объект исследования – криминологические проблемы в творчестве Ф. М. Достоевского. Предмет исследования – тексты произведений Ф. М. Достоевского. Методы исследования – работа с литературными источниками, контент- анализ.