Введение 3 Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей из алкоголезависимых семей 5 1.1. Алкоголезависимые семьи как социально-педагогическая проблема 5 1.2. Социально-психологические особенности детей из алкоголезависимых семей 10 1.3. Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении 17 1.4. Сущность социально-педагогической поддержки алкоголезависимых семей 22 Глава 2. Практические аспекты социально-педагогической алкоголезависимых семей 23 Заключение 37 Список литературы 39

Деятельность социального педагога с семьями, злоупотребляющими алкоголь

курсовая работа
Педагогика
0 страниц
100% уникальность
2012 год
195 просмотров
Смирнова М.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей из алкоголезависимых семей 5 1.1. Алкоголезависимые семьи как социально-педагогическая проблема 5 1.2. Социально-психологические особенности детей из алкоголезависимых семей 10 1.3. Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении 17 1.4. Сущность социально-педагогической поддержки алкоголезависимых семей 22 Глава 2. Практические аспекты социально-педагогической алкоголезависимых семей 23 Заключение 37 Список литературы 39
Читать дальше
Актуальность: В условиях реализации приоритетных направлений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года возрастает роль семьи в воспитании и обеспечении успешной социализации детей, в развитии системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях профилактики семейного неблагополучия, социально-педагогической реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Нестабильность семьи в условиях системного социального кризиса, девальвация ряда нравственных ценностей, потеря привычных культурных установок и ориентации способствовали возникновению и распространению такого негативного явления, как социальное сиротство. Данные проблемы рассмотрены в работах С.А.


На Work5 вы можете заказать диссертацию в Новосибирске и быть уверенны в качестве.


. Беличевой, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Н.Ф. Головановой, И.Ф. Дементьевой, Т.В. Лодкиной, A.B. Мудрика, Л.Я. Олиференко, Г.В. Семья, Т.И. Шульга и др. Проблема алкоголизма в семьях – не новая для России. Известно, как страдают дети в условиях алкоголизации одного из членов семьи. Алкоголезависимые семьи относятся к одному из видом дисфункциональных семей, а это свидетельствует о том, что в таких условиях семья не выполняет одну или несколько своих базовых функций. Таким образом, актуальность темы курсовой работыобусловлена: ростом численности семей и детей, находящихся в социально опасном положениивследствие проблемы алкоголизации;недостаточной проработанностью функционала специалистов образовательного учреждения, осуществляющих социально-педагогическую поддержку младших школьников из алкоголезависимыхсемей; недостаточной разработкой в педагогической науке на теоретическом и практическом уровнях комплексных программ социально-педагогической поддержки младших школьников и технологий их реализации. Цель: изучить деятельность социального педагога при работе с семьями, употребляющими алкоголь. Объект исследования: программа социально-педагогической поддержки алкоголепотребляющей семье. Предмет: социально-педагогическая работа с дисфункциональными семьями. Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детейиз алкоголезависимых семейАлкоголезависимые семьи как социально-педагогическая проблема Уже давно ученые начали обращать внимание на семьи, употребляющие алкоголь, и признали, что зависимость от алкоголя одного члена семьи – это семейная проблема. Семейная проблема, во-первых, потому, что она может встречаться у нескольких членов одной и той же семьи, передаваться из поколения в поколение. Во-вторых, даже если в семье только один алкоголик, то все остальные ее члены страдают эмоционально, психологически и соматически. Такое патологическое состояние членов семей алкоголиков принято называть созависимостью[1]. Созависимость у детей протекает очень тяжело, так как в их духовной сфере и физическом состоянии происходят изменения: вместо любви они питают к близким ненависть, теряют веру во всех, кроме себя, хотя своим здоровым импульсам тоже не доверяют. Изменения физического состояния проявляются в психосоматических заболеваниях созависимых детей. Стоит отметить, что созависимость подростков из алкогольных семей протекает параллельно с их алкоголепотреблением. Ранняя алкоголизация имеет тенденцию злокачественности в подростковом возрасте. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста повышают адаптационные и приспособительные механизмы растущего человека к отрицательным влияниям алкоголя, вследствие чего у подростка быстро развиваются те или иные патологические процессы. Под действием алкоголя замедляется работа и нарушается нормальная активность мозга, ослабевает деятельность сердечнососудистой и эндокринной систем организма, в целом задерживается рост и развитие подростка. Актуальная значимость изучения проблем алкоголезависимых семейзаключается не только в их серьезном эндогенном влиянии на растущий организм. В конечном счете, все проблемы алкоголепотребляющих и созависимыхдетейсоставляют единую патологию их психологической адаптации в конкретных социальных условиях. Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения при семейном алкоголизме затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом. Изучением семейной обусловленности данных вариантов развития детей в алкоголезависимых семьяхзанимались и занимаются отечественные и зарубежные ученые из разных отраслей наук. Так, Ю.Л.Арзуманов и Г.С.Шостакович свидетельствуют: «Доказано, что родственники первой степени родства у алкоголиков в 5 раз больше рискуют заболеть данным заболеванием»[2]. Т.М.Рожнова считает, что «степень наследственной отягощенности зависимостью от алкоголя в родословной пробанда (алкоголика) и его супруги очень высока и почти идентична не только в цифровых показателях, но и в тенденции зависимости от степени родства»[3]. Энн У. Смит, изучая проблему наследственной предрасположенности в семьях алкоголиков, пишет, что «взаимозависимость – проблема не одного поколения»[4]. Желание детей алкоголиков быть эмоционально доступными в семейных отношениях может быть понято ребенкомтолько тогда, когда родители искренне стараются контактировать. Но срабатывает хорошо знакомая им практика выживания: замкнутость, молчание или вспышка раздражения. Отсутствие открытого выражения чувств в семье оставляет уже внуков алкоголиков без адекватной подготовки к жизни, таким образом, воспроизводя те же самые негативные модели в их будущей жизни.

Читать дальше
Все более значимую роль в решении семейнообусловленных проблем алкоголепотребления и созависимости детейиграет деятельность специалистов по социальной работе и социальных педагогов. На условном домедицинском этапе они участвуют в программах первичной профилактики алкоголепотребления и созависимости; на условном медицинском этапе – совместно с медицинскими специалистами участвуют в семейной терапии; на условном послемедицинском этапе – участвуют в дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции. Создание программ социально-педагогической поддержки младших школьников из алкоголезависимых семей очень острая проблема. Под социально-педагогической поддержкой понимаетсякомплекснаясистему мер, направленных на восстановление нормального функционирования семьи как важнейшего фактора успешности личностного развития и социализации ребенка. В структуре программы деятельности социального педагога выделено три модуля: модуль воспитательной работы сошкольниками, модуль развития педагогической компетентности родителей, модуль повышения профессиональной компетентности педагогических работников (заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, учителей начальных классов, педагогов-психологов) в области взаимодействия с семьей. Технология реализации программы состоит из четырех этапов, предполагающих взаимодействие семьи и специалистов не только в рамках образовательного учреждения, но и включение других служб внешнего социума и субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Читать дальше
Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М., 2002. Арзуманов Ю.Л. Особенности нарушений у детей группы «высокого» риска заболеваний алкоголизмом // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 4. Рожнова Т.М. К вопросу о наследственной отягощенности алкоголизмом // Военно-медицинский журнал. 2001. № 8. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. М., 1991. Москаленко В.Д. Взрослые дети больных зависимостями – группа множественного риска // Психическое здоровье. – 2006, № 5(5). – С.61- 67. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.,2003. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме М., 1974.-547с. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. /Лекции по наркологии (Издание второе, переработанное и расширенное). Под ред. Чл.-корр. РАМН, проф. H.H. Иванца. Мастюкова Е.М.,Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Под ред. В.И.Селиверстова.—М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.—408 с. Углов Ф.Г. Алкоголь и мозг. Лекция, прочитанная 6 декабря1983 г. в Доме ученых СОАН СССР в г. Новосибирске. http://pravdu.ru/lessons/uglov/ Cermak T.L. A primer on adult children of alcoholics. Pompano Beach, Florida :Health Communications. – 1985. Robinson B.E. Working with Children of Alcoholics. D.C. Health and Company/Lexington, Massachusetts/Toronto: Lexington Books. – 1989. – 253 P. Black C. Children of alcoholics as Youngsters- Adolescents – Adults / New York :Ballantine Books. – 1981. - 203 p. Фромм Э. Бегство от свободы. / М.: «Прогресс». – 1990. - 271 с. Евграфова И. Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации: автореф. дис.канд. пед. наук. Москва, 2001. 21 с. Степанов Е. Н. Классный руководитель: современная модель деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 160 с. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система. М.: Народное образование, 2002. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2005. – 256 с. Дементьева И. Ф. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников. 2002. - №7. - С. 21-28. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image