Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы. 7 1.1. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей. 7 1.2. Взгляды подростков. 11 Глава 2. Изучение особенностей развития познавательных процессов старшеклассников. 12 2.1. Методы и методический анализ. 12 2.2. Рекомендации 14 Заключение 16 Список литературы 19

Особенности развития познавательных процессов старшеклассников

курсовая работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2012 год
112 просмотров
Клепикова Е.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы. 7 1.1. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей. 7 1.2. Взгляды подростков. 11 Глава 2. Изучение особенностей развития познавательных процессов старшеклассников. 12 2.1. Методы и методический анализ. 12 2.2. Рекомендации 14 Заключение 16 Список литературы 19
Читать дальше
Процесс радикальных изменений социально экономического устройства общества ведет к смене требований, предъявляемых образованию. Современному специалисту любой отрасли необходимо иметьне только хорошо сформированные познавательные процессы (внимание, память, мышление), но и умение использовать приобретённые вшколе знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этимповышается ответственность школы за формирование такой чертыличности выпускника как познавательная активность. А значит, меняется и основная задача школы - создание оптимальных для обучения условий, позволяющих развить познавательную активность, как свойстволичности, реализуемое в учебной деятельности, до духовно-практического уровня, что обеспечит не только качественное усвоениевыпускником сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, гражданское и социальное развитие. Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в трудах философов, педагогов, психологов. Анализ философской и психолого-педагогическойлитературы свидетельствует о том, что в отечественной науке созданыопределенные предпосылки для решения проблемы организации процесса развития познавательной активности в старших классах с позиции системного подхода, обеспечивающего развитие познавательнойактивности, как свойства личности обучающегося, реализуемого вучебной деятельности, до духовно-практического уровня. Но, несмотря на то, что вопросам развития познавательной активности уделяют внимание многие авторы, лишь незначительнаячасть ученых раскрывает организационную сторону данной проблемы. Причем преимущественно дается теоретическое решение вопроса, которое не находит своего воплощения в практике работы школ из-за отсутствия разработанности педагогических условий,обеспечивающихреализацию механизма развития познавательной активности в процессе обучения. В силу этого большинство учителей не отходят от традиционно сложившихся форм организации учебной деятельности, когдаактивной стороной обучения является учитель, а ученик только воспринимает, усваивает, а затем воспроизводит содержание. Интенсивность познавательной потребности (Y) у школьников вбольшинстве случаев выражено слабо (Y<1,5) или умеренно 1,6

Вам нужна контрольная на заказ срочно в Кемерово ? С Work5 это не проблема.


. Сильно выраженная познавательная потребность была отмеченалишь у отдельных учащихся, которые учились только на “5” и претендовали на получение золотой медали. Так как в большинстве случаев учителя ориентируются на“среднего” ученика, используя традиционно отработанные методикиобучения, без привлечения элементов новизны, не создавая поисковых ситуаций, “будоражащих” мозг, то, естественно, у обучающихсянаблюдается преобладание механической памяти над смысловой;средняя устойчивость внимания во время обучения и низкая способность переключать внимание в условиях активного выбора полезнойинформации; а также слабый уровень сформированности абстрактногомышления и способности к теоретическому анализу, являющемусяосновным компонентом теоретического мышления. Отсюда –снижениеинтенсивности познавательной потребности, творческая “пассивность”,репродуктивный подход к восприятию знания. Проанализировав работу педагогических коллективов школ обнаружили, что учителя, при организации учебной деятельности в старших классах не стремились к тому, чтобы развивать вовремя обучения познавательною активность как свойство личностиученика, в результате - овладение программным материалом сводилось у старших школьников лишь к запоминанию и воспроизведениюизученного, в связи с чем у обучающихся отсутствовало стремлениепроникнуть в сущность явлений, проследить их взаимосвязь. Следовательно, сегодня проблема организации процесса развития познавательной активности в старших классах средней общеобразовательной школы остается нераскрытой именно в аспекте её прикладного рассмотрения. Поэтому важно не только разработать механизм развития познавательной активности, но и определить педагогические условия его практической реализации при организации учебнойдеятельности. Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между насущной необходимостью развивать познавательную активность как свойство личности старшего школьника и недостаточным использованием всех возможностей для совершенствованияданного процесса. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность в практике школ, определили выбор намитемы исследования: “Педагогические условия эффективной организации процесса развития познавательной активности в старших классахсредней общеобразовательной школы ”. Цель исследования состоит в определении педагогических условий, обеспечивающих развитие познавательной активности старшихшкольников в учебной деятельности до духовно-практического уровняи разработке механизма практической реализации процесса развитияпознавательной активности при организации учебной деятельности встарших классах средней общеобразовательной школы. Объект исследования – организация учебной деятельности встарших классах средней общеобразовательной школы. Предмет исследования – педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации процесса развития познавательной активности в старших классах.

Читать дальше
Проблема развития познавательной активности, рассматриваемая нами в различных аспектах философами, психологами, педагогамине утратила всей актуальности и сегодня. Современному специалистулюбой отрасли необходимо иметь не только хорошо сформированныепознавательные процессы (память, внимание, мышление), но и умениеиспользовать приобретенные в школе знания в разнообразных жизненных ситуациях. Исследование по данной проблеме необходимость разрешения существующего противоречия между потребностью обществав развитии у выпускника средней общеобразовательной школы духовно-практического уровня развития познавательной активности и недостаточным использованием школой всех возможностей для совершенствования данного процесса. Анализ теоретических разработок по проблеме развития познавательной активности определил основу для методического и теоретического исследования и обеспечил преемственность в ее разработке. В проведенном исследовании получены следующие результаты: 1. Анализ исследований, теоретических положений и методическихрекомендаций ряда ученных (Ю.А. Акмалов, Б.Г. Ананьев, Л.А.Аристова, В.Н. Беликов, А.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.С. Грязнов, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лойфман, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин, Н.А. Менчинская, Н.А. Поломникова, А.Н. Ракитов, С.Л.Рубинштейн, Э. Стоунс, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина идругие) выявил многоаспектность подходов к решению проблемыразвития познавательной активности, подтвердил актуальность исследуемой темы и необходимость ее дальнейшей разработки в условиях функционирования средней общеобразовательной школы. 2. Использование системного подхода позволило представить процесс развития познавательной активности как систему взаимодействия учитель – старшеклассник – цель – предметная среда, обеспечивающую самореализацию личности старшеклассника в учебной деятельности. 3. Логико-гносеологический и уровневый подходы позволяют проследить качественное состояние познавательной активности как свойства личности старшеклассника, проявляющееся в стремлении испособности старшего школьника к научному познанию окружающей действительности и делают возможным проследить развитиепознавательной активности от уровня информационно-знаковойдеятельности до духовно-практической. 4. Обоснованы состав, структура функционирования и управлениянаучно-методическим центром школы, что делает возможным осуществление постепенного перехода обучения в самообучение. 5. Выявлены и обоснованы необходимые и достаточные педагогические условия, обеспечивающие эффективную организацию процесса развития познавательной активности в старших классах. 6. Разработаны практические и методические рекомендации, позволяющие эффективно осуществлять в старших классах средней общеобразовательной школе деятельность по развитию познавательной активности как свойству личности. Результаты, полученные в теоретическом экспериментальном исследовании, позволили сформулировать следующие выводы: 1. Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что организация процесса развития познавательной активности в старших классахобщеобразовательной школы станет более успешной, если в практикуобучения будут внедрены следующие условия: -координация действий всего педагогического коллектива на реализацию в учебной деятельности механизма развития познавательнойактивности; -направленность содержания образования в его инвариантной, вариативной и индивидуальной составляющей на развитие у старшихшкольников потребности в поисковой активности, интеллектуальномтворчестве, самореализации в учебной деятельности; -профилактика дезадаптационных состояний. В этом случае будет обеспечен духовно-практический уровеньразвития познавательной активности как свойства личности старшеклассника, так как внедрение первого условия в практику обучения гарантирует целостность учебной деятельности, максимально раскрываятворческий потенциал каждого учителя и ученика через приобщение ихк научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе; второго – обеспечивает основу развития познавательной активностистарших школьников; третьего – делает возможным осуществлениекорректировки основных личностных характеристик, определяющих состояние дезадаптации. 2. Заявленная тема не исчерпывается проведенным исследованием. Целесообразно продолжить изучение проблемы развития познавательной активности как свойства личности старшеклассника во взаимосвязи с формированием мировоззрения, нравственности и валеологической культуры, что позволит создать для каждого выпускника индивидуальную программу развития личности, которая ориентирует выпускника на поиск новых форм самовыражения в конкретной жизнедеятельности после окончания школы
Читать дальше
1. Андреев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций, - М.: Феликс, 1992-126 с.  2.Вартанова, И. И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе. Вестник Московсого университета. — Сер. 14. Психология. 2001. № 163. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. – 387 с. 4. Гребенникова, О. А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников. М, 2005. 181 с. 5. Збираник Т.В. Дидактические технологии и особенности познавательной деятельности старшеклассников. 2008. № 4. 142с. 6. Матюшкина. А.М. Формирование личности старшеклассников. - М., 1989. - 168 с.7.Мещерова, Е. В. Обучение приемам экспериментально- исследовательской деятельности как средство развития творческой активности старшеклассников. Челябинск, 1998. 187 с. 8.Ткаченко, Е.В. Российская педагогическая энциклопедия. Том 2-й. - М., - 1993 - 672 с. 9.Шадрикова В.Д.Познавательные процессы и способности в обучении. учеб. пособие для студентов пед. институтов– М.: Просвещение, 1999. – 142с. 10.Фатыхова, Р.М. Сущность культуры педагогического общения и механизмы ее формирования. 2008. – №10. – С.7-11.  11.Фокина С. Л. Педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. - М, 1977. - С. 68 - 76. 12. Яковлева И.А. Проблема развития познавательных способностей. М.,1983 - 147 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image