Однако реформирование социальной сферы происходит хаотично, «рывками».
К тому же в процессе реформ недостаточно учитывались интересы многих
социальных групп. В результате проблемы наслаивались и переплетались.
Представляется необходимым заново проанализировать ситуацию в социальной
сфере, систематизировать социальные проблемы современного российского
общества.
Как представляется, типологию социальных проблем следует разрабатывать
по целостной совокупности взаимосвязанных оснований. В качестве основных
критериев классификации социальных проблем может выступать ряд оснований.
Во-первых, масштаб социальной проблемы, ее острота и уровень угрозы
стабильности обществу, его динамичному развитию. Многие стратегические
тенденции, имеющие угрожающие последствия в отдаленном будущем,
воспринимаются современниками в упрощенном виде, фрагментарно,
преимущественно лишь в контексте повседневного состояния дел. К такого рода
проблемам относятся, например, демографическая или экологическая проблемы8.
Во-вторых, степень осознания проблемы как государственным
руководством, так и населением страны. Многие социальные проблемы
воспринимаются неадекватно их действительному характеру, масштабу и
остроте. Так, скажем, в силу скрытого характера безработицы эта проблема не
стоит в центре общественного внимания, а для ее решения прилагаются явно
недостаточные усилия государства и общества.
____________________________________________________________________________
_______________________________
8Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы/ Пер. с англ./ Общ. ред. М.С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 2010.
В-третьих, уровень возможностей и ресурсообеспечения, необходимые
для решения той или иной проблемы. Многие социальные вопросы в
принципе нерешаемы на местном или региональном уровне, поскольку их
возникновение и развитие связаны с происшедшими кардинальными изменениями в
структуре всего общества или реорганизацией его важнейших институтов,
например, изменения в структуре экономики или издержки военной реформы.
Другие же вопросы, напротив, требуют для своего разрешения
целенаправленных, кропотливых и последовательных усилий в первую очередь
региональных и местных властей, например, коммунальное хозяйство, хотя и в
этом случае требуется скоординированная государственная политика на
центральном уровне10.
В-четвертых, характер неудовлетворенных и необеспеченных социальных
потребностей. Здесь имеется в виду природа той или иной проблемы, источники
ее возникновения, формы ее проявления. Скажем, в сфере образования
оформился целый ряд взаимосвязанных проблем, имеющих общую природу. Все они
вызваны нарушением принципа равного доступа людей к образованию, а также
существенным падением престижа интеллектуальной деятельности.
Затянувшиеся структурные трансформации при отсутствии должного
государственного внимания к социальным вопросам, а также сокращение
материально-финансовых возможностей российского государства, не могли не
осложнить положения всей социальной сферы. Другим важным фактором
обострения социальных проблем выступал недостаточный учет интересов
массовых групп населения в ходе либерально-рыночных преобразований.
Население воспринималось властью в лучшем случае лишь как инертный и
____________________________________________________________________________
_______________________________
10Волгина О.Н. Мотивация труда персонала финансо во-кредитных
организаций/Под ред. докт.экон. наук, проф.Ю.Г Одегова. — М.: Изд-во
«Экзамен», 2007. — 128 с.
пассивный «объект реформирования». На практике это означало рост
отчуждения населения от власти, падение легитимности проводимых реформ.
Потому для улучшения ситуации необходимо понимать стратегическую
важность социальной сферы как совокупности интересов, потребностей и
ценностных ориентаций, определяющих характер, направленность деятельности и
поведения российского населения в новых формирующихся социальных условиях.
Это означает выработку новой системы приоритетов социальной политики,
позволяющей эффективно решать задачи модернизационного обновления России.