ВВЕДЕНИЕ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6 1. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной творческой деятельности 6 1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке 6 1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте 19 1.3 Способы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 22 2. Влияние продуктивной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 26 2.1 Виды продуктивной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 26 2.2. Методики и критерии определения уровня развития воображения старших дошкольников 34 2.3. Потенциальные возможности занятий по продуктивной деятельности и конструированию с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения 36 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Влияние продуктивной деятельности старших дошкольников на развитие воображения

дипломная работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2012 год
226 просмотров
Антипова, А.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6 1. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной творческой деятельности 6 1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке 6 1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте 19 1.3 Способы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 22 2. Влияние продуктивной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 26 2.1 Виды продуктивной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 26 2.2. Методики и критерии определения уровня развития воображения старших дошкольников 34 2.3. Потенциальные возможности занятий по продуктивной деятельности и конструированию с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения 36 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Читать дальше
Современное развитие общества, изменяющиеся социально-экономические условия, интеграционные процессы в психологической науке и практике требуют совершенствования условий изучения, обучения и воспитания детей. Социальная интеграция в общество школьников - одно из ведущих направлений работы в области психологии и педагогики. Для решения этой важной задачи большое значение имеет изучение и учет особенностей познавательной сферы учащихся школы в практической работе с ними.


Доверьте написание дипломной работы по химии профессионалам из Work5. Мы занимаемся подготовкой дипломных работ уже более 15 лет. Средняя оценка наших дипломов 4.87.


. Многие аспекты проблемы развития познавательной сферы у учащихся глубоко изучены, однако такой познавательный процесс как воображение изучен недостаточно, в отечественной психологической науке мало исследований, методических разработок по этой проблематике. Существует необходимость дальнейшего изучения данной проблемы. В теоретический фундамент этой проблемы внесли существенный вклад Л.С.Выготский (1991, 2005), А.В.Брушлинский (1967), С.Л.Рубинштейн (1998), В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев (1995) и другие. При определении понятия воображения можно придерживатся позиции Л.С.Выготского, который считал, что всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, представляет собой сущность воображения. Творческое воображение — процесс самостоятельного создания единственно нового образа, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Изучены некоторые аспекты происхождения и развития воображения в филогенезе (В.А.Скоробогатов и другие). Исследованием проблемы развития воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались Л.С.Выготский (2005), А.А.Люблинская (1971), В.С.Мухина (1985; 1997), Г.Д.Кириллова (1971), Н.Н.Палагина (1997), О.М.Дьяченко (1986), Ю.Ф.Лаврентьева (1998), Н.В.Пережигина (1999), Н.В.Сметанина (1998), О.В.Боровик (1996), О.М.Попова (1996), И.А.Медведева (2001) и др. Наиболее благоприятным периодом развития творческого воображения, по мнению многих исследователей, является младший школьный возраст. Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В. Антонова, Э.А. Верб, О.В. Дивненко, Б.Т. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.Х. Фохт-Бабушкин и др.). Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др. Работы специалистов показывают, что с поступлением ребенка в школу в его жизни наступают перемены, которые в значительной степени влияют на характер и содержание воображения, оно приобретает произвольность. Ребенок проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых воображение приобретает новые качества. Многие аспекты остаются недостаточно изученными, в частности не изучены особенности творческого воображения детей с первого по четвертый классы в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; не разработаны вариабельные программы диагностики творческого воображения у этих детей; не выделены уровни развития творческого воображения, позволяющие проследить динамику развития этого процесса от класса к классу; не даны рекомендации по устранению негативных сторон развития творческого воображения, а ряд противоречий, связанных с коррекцией развития творческого воображения таких учащихся еще требует разрешения. Цель исследования: изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития творческого воображения у детей. Объект исследования: творческое воображение детей. Предмет исследования: возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения; выявление потенциала развития творческого воображения у детей и психологопедагогических условий его реализации. Определяя теоретические и организационные подходы к исследованию следующих гипотез: 1. Развитие творческого воображения у детей имеет возрастную динамику, сходную с нормой: бедностью знаний об окружающем, отсутствием необходимых навыков и умений их использования в новой ситуации, неразвитостью на уровне возраста основных видов мышления. 2. Творческое воображение у детей имеет ряд специфических особенностей в использовании образов памяти, результатов восприятия, в способах создания новых образов (понимании при этом творческой задачи, способности использовать образы восприятия и памяти, продуктивности воображения, способности использовать способы творческого воображения, оригинальности, самостоятельности продукта воображения с учетом которых необходимо осуществлять учебно-воспитательный процесс. 3. Полученные конкретные сведения об актуальных и потенциальных особенностях развития творческого воображения у детей будут способствовать разработке рекомендаций по оптимизации развития у них изучаемой способности в условиях школы и семьи. В соответствии с целью, предметом и гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования: 1) выполнить теоретический анализ основной научной литературы по проблеме исследования; 2) выявить возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения у детей; 3) выявить общие и специфические психологические особенности творческого воображения у детей; 4) определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения детей; 5) разработать рекомендации по коррекции и развитию творческого воображения у детей.

Читать дальше
Продуктивная деятельность способствует развитию социализации и осмыслению понятий социальной действительности благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, для передачи эмоционально-творческого переживания действительности. Продуктивная деятельность имеет огромные образовательно-воспитательные возможности. Они легли в основу ее функций. Продуктивная деятельность развивает физические, умственные и нравственные способности детей (А.С. Макаренко, К.Д.Ушинский, Л.А. Парембская, Я.З. Неверович). Особое значение продуктивная деятельность имеет для развития у детей ручных навыков и интеллектуальных умений. Виды продуктивной деятельности формируют у ребенка высокие образцы умелости. Развитие ручных навыков основывается на осмысленной моторике, которая внутренне связана с процессом становления творческого воображения. Важнейшая из функций продуктивной деятельности это интеграция во время ее осуществления процессов мышления, воображения и творчества детей дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер). Многие аспекты остаются недостаточно изученными, в частности не изучены особенности творческого воображения детей с первого по четвертый классы в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; не разработаны вариабельные программы диагностики творческого воображения у этих детей; не выделены уровни развития творческого воображения, позволяющие проследить динамику развития этого процесса от класса к классу; не даны рекомендации по устранению негативных сторон развития творческого воображения, а ряд противоречий, связанных с коррекцией развития творческого воображения таких учащихся еще требует разрешения. В работе было исследовано изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития творческого воображения у детей. Определили теоретические и организационные подходы к исследованию: 1. Развитие творческого воображения у детей имеет возрастную динамику, сходную с нормой: бедностью знаний об окружающем, отсутствием необходимых навыков и умений их использования в новой ситуации, неразвитостью на уровне возраста основных видов мышления. 2. Творческое воображение у детей имеет ряд специфических особенностей в использовании образов памяти, результатов восприятия, в способах создания новых образов (понимании при этом творческой задачи, способности использовать образы восприятия и памяти, продуктивности воображения, способности использовать способы творческого воображения, оригинальности, самостоятельности продукта воображения с учетом которых необходимо осуществлять учебно-воспитательный процесс. 3. Полученные конкретные сведения об актуальных и потенциальных особенностях развития творческого воображения у детей будут способствовать разработке рекомендаций по оптимизации развития у них изучаемой способности в условиях школы и семьи. В соответствии с целью работы, предметом и гипотезами были решены задачи исследования: 1) выполнен теоретический анализ основной научной литературы по проблеме исследования; 2) выявлены возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения у детей; 3) общие и специфические психологические особенности творческого воображения у детей; 4) определены возможные направления коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения детей; 5) разработаны рекомендации по коррекции и развитию творческого воображения у детей.
Читать дальше
. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/Г.С.Абрамова. - М.:Просвещение, 2003.- С.123. 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение, 2005. - С.56. 3. Боровик О.В. Развиваем воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23. 4. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 2004. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295. 5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 2002. № 2. с. 114 – 123. 6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с. 7. Вьюнова, М.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие [Текст]/М.И.Вьюнова, К.М.Гайдар, Л.В.Темнова. - М.:Просвещение, 2003. - С.74. 8. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]/А.Я.Дудецкий.- Смоленск, 2004. - С.214. 9. Дьяченко, О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст]/О.Дьяченко// Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24. 10. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]/О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79. 11. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32. 12. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) [Текст]/М.В.Ермолаева, И.Г.Ерофеева. - М.:Просвещение, 2002. - С.123. 13. Запорожец, А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст]/А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2004. - С.70. 14. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 2011. – № 2. с. 41 – 46. 15. Кириллова Г.Д. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст]/Г.Кириллова// Дошкольное воспитание. -2011. -№12. - С.26. 16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.:Просвещение, 2010. - С.41. 17. Коломенский, Я.Л., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]/Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько. - М.:Просвещение, 2003. - С.123. 18. Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 2009. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/. 19. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17. 20. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2011. - С.66. 21. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278. 22. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 2008. № 4. с. 98 – 108. 23. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2011. - С.43. 24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314. 25. Найссер У. Познание и реальность. – М. 2011. /Воображение и память: 141 – 165/. 26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2005. - С.342. 27. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63. 28. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 2010. /Представление и воображение: 80 – 100/. 29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.66. 30. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.25. 31. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.:Просвещение, 2006. - С.123. 32. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст]/Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. - С.13. 33. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66. 34. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.:Просвещение, 2010. - С.62. 35. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст]/Т.А.Репина. - М.:Просвещение, 2003. - С.123. 36. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т.Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С.83. 37. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 2007. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/. 38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.:Просвещение, 2003. - С.50. 39. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2009. - С.55. 40. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 2007. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/. 41.Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст] /Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2006. - С.97. 42. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2007. - С.219. 43. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2010. -Т.8. - С.13. 44. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии [Текст] /А.И.Щербакова. - М.:Просвещение, 2009. - С.223. 45. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2005. - С.68.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image