Выведенными в ходе налоговой оптимизации денежными средствами владельцы бизнеса могут распорядиться по-разному: использовать на личные нужды либо инвестировать в бизнес (рефинансирование). Последнее можно сделать через традиционные займы, увеличение уставного капитала, внесение денег от учредителя (материнской компании или физлица) с долей в капитале дочернего предприятия более 50% безвозмездно, а также в виде инвестиций, целевого финансирования, в результате реорганизации.
Проще всего увеличить уставный капитал. Обычно для предприятия это не представляет существенных трудностей, кроме некоторых организационных усилий (ООО должны будут внести изменения в устав и зарегистрировать их в установленном порядке).
Лучше всего данную процедуру проводить раз в год. Например, в начале года участники общества принимают решение об увеличении уставного капитала и определяют для этого конкретный срок (12 месяцев). В кассу или на счет предприятия учредителями регулярно вносятся необходимые суммы, а в конце года они пополняют уставный капитал (учредители либо члены их семей сами являются ИП-СЛН, либо получают от последних доходы в виде «дарения»). Налоговый режим вкладов в уставный капитал благоприятен: они не облагаются ни НДС, ни налогом на прибыль.
В акционерном обществе увеличение уставного капитала сопряжено с дополнительными издержками: дополнительная эмиссия акций, регистрация выпуска в Федеральной службе по финансовым рынкам и т. д. Поэтому можно воспользоваться еще одним способом рефинансирования. В соответствии с п. 11 ст. 251 НК РФ собственник, имеющий более 50 % вклада (доли) юридического лица, может без налога на прибыль передать своему предприятию денежные средства безвозмездно, например, с формулировкой «в счет увеличения его доходов (прибыли)» или это может быть «безвозмездная финансовая помощь», «пополнение оборотных средств» или другая столь же туманная формулировка.
Для этого достаточно оформить договор дарения или целевого финансирования. Необходимость внесения изменений в учредительные документы отсутствует. Единственным недостатком данного способа будет то, что в случае выхода физического лица из числа участников общества, налогом на доходы физических лиц будет облагаться разница между суммой, полученной от реализации долей, и суммой, внесенной в уставный капитал, поскольку безвозмездные вклады в имущество общества в расчет не принимаются.
Также нужно помнить про установленный ст. 575 ГК РФ запрет дарения между коммерческими организациями на сумму более 5 МРОТ (500 рублей). На практике можно «дарить» от физлица либо некоммерческой организации (оптимальна форма некоммерческого партнерства), или доказывать, что дарение в смысле ГК не идентично «безвозмездной передаче» в смысле п. 11 ст. 251 НК, например, передающей стороной налагаются ограничения, связанные с целевым характером использования получателем безвозмездно переданных средств – на капвложения, пополнение оборотных средств, оплату ТМЦ, зарплаты, налогов.
Еще один канал рефинансирования - инвестиции. Согласно пп.14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. Статья 39 НК РФ не признает реализацией операции по передаче имущества, если она носит инвестиционный характер, то есть НДС тоже не платится.
Наконец, вернуть ранее выведенные в пользу СЛН денежные средства можно путем продажи ему неликвидных имущественных активов. Экономический эффект от сделки должен перекрывать налоговые издержки, связанные с этим типом рефинансирования.
В качестве одного из вариантов, как уже говорилось, можно использовать займы или иные способы возвратного рефинансирования (продажа векселей третьих лиц или поставка товаров (работ, услуг) с оторочкой оплаты). На практике наиболее распространены беспроцентные займы от учредителей компании как физических лиц.
Их получение не приводит к возникновению облагаемой базы по налогу на прибыль (пп.10 п.1. ст. 251 НК РФ) и НДС (ст.146, ст.39, пп.15. п.3 ст.149 НК). Безусловно, этот вариант нельзя назвать совершенным, поскольку он ведет к ухудшению структуры баланса (растет доля заемных средств, а доля собственных уменьшается). Причем чем лучше работает основное предприятие, тем больше оно зарабатывает прибыли, которая выводится на СЛН и затем рефинансируется через займы - тем хуже структура баланса. Если кредитор (займодавец) – юридическое лицо, нужно учитывать и не такой уж гипотетический риск признания его деятельности незаконной, то есть без банковской лицензии. Тем не менее, с помощью данного способа можно оперативно решить текущие проблемы группы предприятий, связанные с рефинансированием.
Содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ. Оказание финансовой помощи местным бюджетам и обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов и прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.
Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются содержание органов местного самоуправления и формирование и управление муниципальной собственностью, организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований и организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных), содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов и организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, обеспечение противопожарной безопасности. Охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований и реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления, обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения, содержание муниципальных архивов. Проведение муниципальных выборов и местных референдумов, финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления бюджетом РФ.