Введение 2 Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными возможностями развития 1.1. Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ 6 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 9 1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ 16 1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ 20 Глава II Практическая часть 27 2.1. Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ 27 2.2. Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ 37 2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ 43 Заключение 47 Список литературы 49

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях детского сада

дипломная работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2013 год
217 просмотров
Маклюкова Ю.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными возможностями развития 1.1. Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ 6 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 9 1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ 16 1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ 20 Глава II Практическая часть 27 2.1. Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ 27 2.2. Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ 37 2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ 43 Заключение 47 Список литературы 49
Читать дальше
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка. Утвердившееся в последнее время в коррекционной педагогике положение о возможностях компенсации отставания в психическом развитии послужило базой для организации коррекционно-развивающих групп: с задержкой психического развития, с нарушением зрения и экспериментальной площадки по работе с детьми- инвалидами.


Нужна курсовая на заказ недорого в Омске с гарантией? Поможет Work5.


. Комплектование коррекционно-развивающих групп осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения ГПМПК с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка. Состав группы является постоянным в течение учебного года, но в особых случаях приём в группу может производиться при наличии свободных мест.[1] В современном российском обществе сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с «задержкой психического развития» различного генеза. На сегодняшний день отношение этих детей ко всей детской популяции составляет 20-30%. Этот показатель растет и складывается из следующих параметров: - действительно возрастающего процента детей с задержкой психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием; - увеличения количества выявляемых детей с задержкой психического развития. В июне 2007 Государственная Дума РФ внесла поправку в Закон об образовании: вместо термина “дети с отклонениями в развитии” теперь нужно говорить “дети с ОВЗ” с расшифровкой “дети с ограниченными возможностями развития”. Дети с ОВЗ входят в категорию детей, которые могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что в последствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории.[1] Несмотря на то, что в России сложилась разветвленная дифференцированная сеть специальных учреждений, большинство ученых и практиков признает, что в последнее десятилетие перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального и общего образования нашей страны становится социальная адаптация в условиях интеграции: - линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию; - параллельно с общеобразовательным блоком, должен функционировать коррекционный блок; необходимо учитывать дифференцированные показания интефированному обучению. Актуальность исследования обусловлена противоречием между существующей многолетней практикой обучения и воспитания детей с проблемами в психическом развитии в специализированных изолированных учреждениях и возникшей необходимостью социализации этих детей через раннюю интеграцию в социум, обусловленной социокультурными изменениями в Российском обществе. К сожалению, на сегоднящний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана и система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие воспитатели оказываются в затруднительном положении, они оказываются неспособными воспитывать таких детей. Не хватает узких специалистов, не совершенна материальная база детских садов, и конечно, в последнее время возросла наполняемость групп. Эти наболевшие вопросы и послужили основание выбранной темы. Цель - изучение теоретических, психолого-педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. Практическая значимость – данная работа может быть использована педагогами ДОУ, а разработанные рекомендации будут пригодны в деятельности. Объект исследования: психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ. Предмет исследования: особенности организации работы с детьми с ОВЗ в условия ДОУ. Гипотеза: образовательный процесс организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ будет оптимальным, содержание деятельности воспитателя группы детского сада более результативным, если: 1. будет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателя. 2. Будут даны методические рекомендации для воспитателей детских садов по содержанию психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач: 1. Раскрыть теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению деятельности воспитателя. 2. Раскрыть практику организации психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя детей с ОВЗ в ДОУ. 3. Разработать методические рекомендации для воспитателей детей с ОВЗ детских садов по содержанию психолого-педагогического сопровождения.

Читать дальше
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание и методы работы с детьми. Необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, привлекательные для детей формы организации деятельности.[21] Возрастает необходимость комплексного сопровождения детей специалистами ДОУ и в том числе, в соответствии с федеральными государственными требованиями. В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи. Осуществляя комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида, тесно взаимодействуя с учителем-логопедом и педагогом – психологом, чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Такого рода работа поможет воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ в образовательном пространстве быстрее адаптироваться к новым условиям, пополнить свой теоретический, практический, личностный уровень и тем самым поможет ему создать оптимальные условия для воспитания и обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Теоретическая значимость. Этапы психолого-педагогического сопровождения, методические рекомендации помогут воспитателям с детьми с ОВЗ в группах ДОУ без страха сделать первые шаги. Полученные в ходе исследования данные расширяют представления о возможностях психолого-педагогического сопровождения как средства повышения педагогического, психологического, мотивационного уровня воспитателя группы детского сада и позволяют по-новому посмотреть на проблему обеспеченности услугами ДОУ семьи, где растёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по проведению психолого-педагогического сопровождения воспитателей с детьми с ОВЗ с целью развития их профессиональной компетентности в области воспитания. Материалы исследования могут быть использованы в качестве методической помощи воспитателям ДОУ различного вида с детьми с ОВЗ. Они смогут помочь в методической работе не только воспитателям с детьми с ОВЗ в группах, но воспитателям групп кратковременного пребывания для детей с ОВЗ (на дому), заведующим ДОУ, старшим воспитателям, психологам, социальным педагогам, учителям – логопедам, т.е. всем субъектам сопровождения. Данного рода сотрудничество сопроводителей и сопровождённого способствуют сплочению коллектива ДОУ в целом.
Читать дальше
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 2. Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011. 3. Болотова Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей// Воспитание школьников 2010, № 5 4. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. 5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2007. - 298 с. 6. Варианты индивидуальной программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с нарушениями [Текст] / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2011. - № 5.- С. 68-72. 7. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми [Текст] / И. В. Ганичева. - М.: Книголюб, 2008. - 137 с. 8. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет [Текст] / А.С. Галанов. - М.: Аркти, 2006. - 110 с. 9. Дошкольное образование в России [Текст] / под ред. Р. Б. Стёркиной. - М., 2010. - 340 с. 10. Жукова Л., Е.Ливанова от равноправия - к равным возможностям// Здоровье детей 2011, №8. 11. Зеер, Э. Ф. Профессиональное становление личности [Текст] / Э. Ф. Зеер. – Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 2008. - 197 с. 12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: АСАДЕМА, 2004. - 416 с. 13. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] / Н.Л. Коновалова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - 156 с. 14. Киося А., Мельтюхова М. Наша школа для всех //Здоровье детей, 2010г. №18 15. Кислюк С. Подготовка к жизни (образование незрячих и слабовидящих детей). «Здоровье детей», 2011г. №8 16. Калинченко А. Взаимодействие-зоны успеха (обсуждение требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ) Здоровье детей 2011г. №5 17. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 18. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А.К. Маркова // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 55 - 63. 19. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуман. Фонд,2006. – 63 с. 20. Менеджмент в практике ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.А. Пенькова [и др.]; авт. сост. Л. А Пенькова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. 21. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Изд. Группа НОРМА- ИНФРА-М, 2008. 22. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. – 156 с. 23. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]: около 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 13-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1981. — 816 с. 24. Поташник, М.М. Управление современной школой [Текст] / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 2007. – 352 с. 25. Прохорова, Л.Н. Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: « 5 за знания», 2007. -128 с. 26. Перевалова Н. Если с другом вышел в путь// Здоровье детей, 2011г. № 13 27. Попова С. Уроки английского языка в интегрированном классе// Здоровье детей 2011г. № 14 28. Панова А. Факты и комментарии. «Здоровье детей», 2011 №6 29. Программа дня здоровье детей, Инклюзивного образования, коррекционной педагогики… 30. Журнал «Здоровье детей» 2011г. №5 31. Рябов П. Незрячие дети сели за компьютер// Здоровье детей, 2011г. № 9 32. Романова Е. Невозможное возможно //Здоровье детей 2011г. №8 33. Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст]: курс лекций / Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 2007. - 224 с. 34. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами [Текст] / Е.А. Стребелева // Администратор образования.-2008. - № 19.- С. 63-71. 35. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н / Д: Феникс, 2005.-672 с. 36. Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.Г. Субботина. - Кемерово, 2002. - 22 с. 37. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева [и др.]; авт.-сост. Н.В. Микляева. - М.: Айрис дидактика, 2007. – 224 с. 38. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст]: библиотека руководителя ДОУ / П.И Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с. 39. Усова, А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным [Текст] / А.В. Усова // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 30 – 3. 40. Чистякова, С.Н. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда: кн. для учителя и профконсультанта [Текст] / С.Н. Чистякова. – Кемерово: изд-во ОблИУУ, 2011. - 239 с. 41. Чурекова, Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений [Текст] / Т.М. Чурекова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 262 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image