ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 7 1.1. Понятие механизмов психологической защиты в психологической литературе 7 1.2. Виды механизмов психологической защиты 11 1.3. Функции механизмов психологической защиты военнослужащих в период службы 14 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ 16 2.1. Научные подходы в трактовке понятия адаптивность 16 2.2. Условия становления адаптивности личности 24 2.3. Влияние механизмов психологической защиты на адаптивность личности военнослужащих 28 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И АДАПТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 33 3.1. Организация и методы исследования 33 3.2. Результаты эмпирического исследования 37 3.3. Анализ результатов эмпирического исследования 45 3.4. Разработка рекомендаций по улучшению адаптивности военнослужащих 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Взаимосвязь механизмов психологической защиты и адаптивности личности ( на материале выборки военнослужащих срочной службы)

дипломная работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2012 год
163 просмотров
Чуслина О.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 7 1.1. Понятие механизмов психологической защиты в психологической литературе 7 1.2. Виды механизмов психологической защиты 11 1.3. Функции механизмов психологической защиты военнослужащих в период службы 14 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ 16 2.1. Научные подходы в трактовке понятия адаптивность 16 2.2. Условия становления адаптивности личности 24 2.3. Влияние механизмов психологической защиты на адаптивность личности военнослужащих 28 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И АДАПТИВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 33 3.1. Организация и методы исследования 33 3.2. Результаты эмпирического исследования 37 3.3. Анализ результатов эмпирического исследования 45 3.4. Разработка рекомендаций по улучшению адаптивности военнослужащих 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Читать дальше
Социально-политические и экономические преобразования в общественной жизни и военном деле оказывают существенное влияние на моральное состояние военнослужащих, отражаются на их психическом здоровье, влияют на процесс их вхождения в строй и эффективность служебной деятельности. Не случайно среди приоритетных направлений развития психологических исследований в на¬стоящее время актуализировалась проблема психологического обеспечения социально-психологической адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности, эффективных стратегий поведения, призванных преодолевать сложные ситуации, ведущие к дезадаптации, в том числе и в условиях армии. Психологические защиты стали объектом знания и изучения в различных сферах психологического знания и существующих парадигмах научного объяс¬нения. Многие авторы склонны рассматривать психологические защитные меха¬низмы как специфическое для человека и очень важное средство социально-психологической адаптации [28]. В настоящее время механизмы психологической защиты рассматриваются как индивидуально-психологические характеристики личности. По мнению ряда ученых, психологическая защита представляет со¬бой ряд специфических приемов переработки представлений, нейтрализующих их болезненное воздействие на сознание. Защита является постоянно приме¬няемым психологическим механизмом в процессе адаптации к сложным и по¬стоянно меняющимся условиям среды. Психологические механизмы защиты на-правлены на «устранение неприятного состояния», «избегание страданий, дос¬тижение согласованности внутреннего мира, реалистического приспособления субъекта к окружающему миру, достижение благополучия в конкретной ситуа¬ции [6]. В то же время существуют отрицательные стороны защитных меха¬низмов, заключающиеся в искажении восприятия реальности, самообмане, пато¬логической активности.


Контрольная работа по финансам и кредиту на заказ поможет вам не тратить свое время. Контрольные на заказ - это недорогая услуга, с которой мы справляемся на ура.


. Способность к психологической защите выражена у разных людей в разной степени. Если у одних, «хорошо защищенных», адек¬ватная защита начинает функционировать уже при незначительных препятстви¬ях, то у других, «плохо защищенных», даже в сложных случаях проявляется не¬способность изменения установок деятельности. Зачастую эти лица используют деструктивные формы защитного поведения, проявляющиеся в нарушениях со¬циально-одобряемых норм поведения В связи с обозначенными моментами можно считать проблемы взаимосвязи механизмов психологической защиты и адаптивности личности военнослужащих актуальной и требующего дополнительных эмпирических исследований. Задачи: 1. Определить понятие механизмов психологической защиты в психологической литературе. 2. Охарактеризовать виды механизмов психологической защиты. 3. Определить функции механизмов психологической защиты военнослужащих в период службы. 4. Определить научные подходы в трактовке понятия адаптивность. 5. Определить условия становления адаптивности личности. 6. Охарактеризовать особенности влияния механизмов психологической защиты на адаптивность личности военнослужащих. 7. Осуществить планирование и реализовать эмпирическое исследование, направленное на определение взаимосвязи механизмов психологической защиты и адаптированности личности. 8. Осуществить анализ результатов исследования. 9. Разработать систему рекомендаций по улучшению адаптивности военнослужащих. Основная гипотеза исследования: Существуют достоверные взаимосвязи между механизмами психологической защиты и особенностями адаптивности личности, в частности: 1. Существует связь защитного механизма «регрессия» с показателями самооценки адаптивности и эмоционально-деятельностной адаптивности. 2. Существует связь между типом защитного механизма «проекция» и показателем эмоционально-деятельностной адаптивности. 3. Существует связь показателей типа защитного механизма «интеллектуализация», эмоционально-деятельностной адаптивности и самооценкой адаптивности. Частные гипотезы исследования: 1. Военнослужащие характеризуются преимущественным использованием таких защитных механизмов, как замещение, регрессия и реактивные образования. 2. Дезадаптивный уровень выраженности имеют такие типы психологических защит, как «замещение» и «компенсация». 3. Военнослужащие имеют преимущественно низкий уровень самооценки адаптивности личности и низкий уровень эмоционально-деятельностной адаптивности. Теоретической основой настоящего исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей. Определяющую роль при выполнении настоящей работы сыграли научные работы таких авторов, как: Л.И. Анцыферовой, Ф.В. Бассина, Ф.Б. Березина, А.Г. Маклакова, Р.М. Грановской, В.И. Журбина, В.Г. Каменской, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, З. Фрейда, К. Хорни, В.Я. Яблонько и др. В качестве эмпирической базы исследования выступает военный гарнизона Х города Н. В качестве участников исследования выступали военнослужащие срочной службы в количестве 20 человек в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст – 19,1). В исследовании были использованы такие психодиагностические методики, как: 1. Методика диагностики типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.) [46]. 2. Методика самооценки психологической адаптивности [46]. 3. Методика самооценки эмоционально-деятельностной адаптивности [46]. Математическая обработка полученных в исследовании данных осуществлялась с использованием коэффициента ранговой корреляции Пирсона. Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности интеграции полученных в эмпирическом исследовании данных в практическую деятельность психологической службы ВС РФ, а также деятельность специалистов по воспитательной работы ВС РФ с целью оптимизации процесса адаптации военнослужащих по призыву. Структура работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, три основные главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Читать дальше
Призыв и прохождение военной службы «является мощным психоэмоциональным фактором», воздействующим на психику и заставляющим приспосабливаться индивида к новым условиям жизни и быта. Военная служба представляет собой важный, но трудный (часто - экстремальный) этап развития личности. Преобладающее большинство военнослужащих сразу начинают испытывать субъективный дискомфорт, эмоциональное угнетение или напряжение, проявляют признаки повышенной тревожности, некоторой заторможенности. Субъективное неблагополучие, как отмечают некоторые авторы, отражает происходящие в организме в экстремальных ситуациях изменения. Организм военнослужащих подвергается воздействию комплекса факторов, нередко значительно снижающих уровень работоспособности. При наличии акцентуации характера, эмоционально-волевой или нервно-психической неустойчивости, неразвитости способности к саморегуляции психофизиологических состояний, воздействие стрессогенных факторов может привести к срыву регуляторных механизмов, дезадаптации поведения и деятельности военнослужащего. Происходит перестройка деятельности сердечно-сосудистой системы, изменение АД, частоты сердцебиения. Именно в этот период, как отмечают исследователи, увеличивается количество заболеваний различной природы среди молодого пополнения. При выполнении обязанностей военной службы, формирования адаптации к действию факторов военно-профессиональной деятельности и климатогеографических условий региона возникают закономерные и сопряженные с вариантом реагирования перекисного статуса изменения системы гемостаза. Появляющиеся при этом нарушения микроциркуляции являются одним из патогенетических механизмов, формирующих состояние предпатологии и обусловливающих модификацию клинической картины развивающегося заболевания. Определяя психогенное влияние условий военной службы как фрустрирующее, можно отметить, что дезадаптация к данным условиям выражается в нервно-психической неустойчивости. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих понимается как неспособность индивида сохранять психическую работоспособность, адекватный выполняемой деятельности уровень нервно-эмоционального напряжения, стабильность психических функций при действии эмоциогенных, стрессирующих воздействий. Подавляющая часть нервно-психических расстройств у молодых военнослужащих носит адаптационный характер, то есть обусловлена трудностью их адаптации к новым условиям жизни и деятельности, характерным для военной службы. Адаптивная функция психологических защит оче¬видна, но наряду с этим защитные процессы могут быть дезадаптивными, когда «функционируют сверхинтен¬сивно, что ведет к нарастанию тревоги, невротизации личности, возникновению патохарактерологических симптомов, что в свою очередь отрицательно влияет на процесс адаптации». Таким образом, психологическая защита является одним из самых противоречивых свойств в структуре лич¬ности, поскольку одновременно способствует как стаби¬лизации личности, так и ее дезорганизации. Остановимся на том, что же происходит в случае вмешательства психолога в работу защитных механиз¬мов клиента. Корифеи психологии 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, Ф. Перлз, К. Хорни рассматривали избавление от пси¬хологических защит как основной психотерапевтичес¬кий фактор, способствующий выздоровлению пациен¬тов. В своих работах они акцентировали внимание на том, как защитные механизмы, искажая реальность, спо¬собствуют невротизации личности, мешают проявлять¬ся аутентичной сущности человека. Это способствова¬ло тому, что у многих психологов сложилось представ¬ление о «вреде» защитных механизмов. Таким образом, в рамках исследования мы определили, что для военнослужащих, участвовавших в исследовании наиболее характерными являются защитные механизмы регрессии, замещения, и реактивных образований. Дезадаптивный уровень выраженности имеют такие типы психологических защит как «регрессия» и «компенсация». Как показано в таблице пять большинство респондентов имеют очень низкий уровень самооценки адаптивности личности. Для участников исследования характерно преобладание низкого уровня эмоционально-деятельностной адаптивности. Также в рамках исследования диагностируются взаимосвязи механизмов психологической защиты и адаптированности личности, в частности: 1. Существует отрицательная корреляции защитного механизма «регрессия» с показателями самооценки адаптивности и эмоционально-деятельностной адаптивности. 2. Существует отрицательная корреляциям между типом защитного механизма «проекция» и показателем эмоционально-деятельностной адаптивности. 3. Существует положительная корреляция показателей типа защитного механизма «интеллектуализация», эмоционально-деятельностной адаптивности и самооценкой адаптивности. Таким образом, в рамках настоящего исследования мы подтверждаем основную гипотезу исследования, то есть существуют достоверные взаимосвязи между механизмами психологической защиты и особенностями адаптивности личности, в частности: 1. Существует связь защитного механизма «регрессия» с показателями самооценки адаптивности и эмоционально-деятельностной адаптивности. 2. Существует связь между типом защитного механизма «проекция» и показателем эмоционально-деятельностной адаптивности. 3. Существует связь показателей типа защитного механизма «интеллектуализация», эмоционально-деятельностной адаптивности и самооценкой адаптивности. Помимо этого, находят свое подтверждение также частные гипотезы исследования: 1. Военнослужащие характеризуются преимущественным использованием таких защитных механизмов, как замещение, регрессия и реактивные образования. 2. Дезадаптивный уровень выраженности имеют такие типы психологических защит, как «замещение» и «компенсация». 3. Военнослужащие имеют преимущественно низкий уровень самооценки адаптивности личности и низкий уровень эмоционально-деятельностной адаптивности.
Читать дальше
1. Авдеев, В.В. Теория и практика воспитательной работы: учебное пособие. / С.А. Чернов, Л.В. Глемба. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 200 с. 2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства, 3 издание, -М.,2004 3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000 4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С.3-18. 5. Барабанщиков, А.В. Военная педагогика и психология: учебное пособие. / В.П. Давыдов, Э.П. Утлик, М.Ф. Феденко; под ред. Н.И. Резник. – М: Воениздат, 1986. – 240 с. 6. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защиты // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. С. 3-12. 7. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Фрейдизм: псевдонаучная трактовка психических явлений // Коммунист. - 1972. - № 2. - С.94 - 106. 8. Бассин Ф. В., Бурлакова М.К, Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал . 1988.- № 3,- С. 30-41. 9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с. 10. Бодалев А. А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания. - М., 1981. - С. 4-16. 11. Бутылин, А. В. Дифференциально-акмеологические особенности профессионального выгорания : дис. ... канд. психол. наук/А. В. Бутылин. — М., 2009. — 197 с. 12. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. - М. : ГУВР,1993 13. Военная психология / под. ред. Маклакова А.Г. – Санкт-Петербург, 2004. – 426 с. 14. Глемба, Л.В. Методика работы заместителя командира по воспитательной работе по организации и обеспечению условий адаптации и социализации военнослужащих в подразделении: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 98 с. 15. Глемба, Л.В. Организация, методика подготовки и проведения основных форм воспитательной работы в подразделении (части): учебно-методическое пособие. / Л.В. Глемба, И.В. Трофимов. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 86 с. 16. Грановская Р. М. Актуальность исследования психологической защиты // Вестник Балтийской академии. 1998. Вып. 18. С. 47–51. 17. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. …. канд. психол. наук. - М., 1994. 18. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Речь, 2004.-304 с. 19. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 14-23. 20. Зейгарник, Б. В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии / Б. В. Зейгарник//Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. - 1981. - № 2. - С. 9-15. 21. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / В.Г. Каменская. - СПб.: Детство - пресс, 2009. 22. Кисенова Р.Х.К проблеме исследования факторов адаптации личности//Актуальные проблемы психологии личности. -Новосибирск, 2011 23. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. 24. Кряжева, И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности / И. К. Кряжева: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М, 1980. -24 с 25. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. - Белгород, 2002. 26. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе : пер. с англ. / Н. Мак-Вильямс. — М. : Независимая фирма «Класс», 1998. -480 с. 27. Молодые воины: воспитание и адаптация. – М.: Институт военной истории МО РФ, 1989 28. Налчаджян А А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. С. 395-480. 29. Налчаджан, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджан / [отв. Ред. Э.А. Александрян];АН АрмССР. Ин-т философии и права. - Ер. : Изд-во АН АрмССР, 1988.- 263 с., с. 238. 30. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 31. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. – Хилсдейл, 1984. – С. 57-63 32. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с., с. 40-41 33. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. — Мытищи : Талант, 1990. — 144 с. 34. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с. 35. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. 36. Современная военная психология: Хрестоматия. / Сост. А.А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 234 с. 37. Современный психологический словарь./под ред. Петровского А.В. -М.,1990 38. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. — М. : МГУ, 1980. - 174 с. 39. Столин, В.В. Уровни и единицы самосознания // Психология самосознания. - Хрестоматия. - Самара. Изд-кий дом «БАХРАХ-М» 40. Стойкое, И. Д. Анализ защитных проявлений личности : дис. ... канд. психол. наук / И. Д. Стоиков. - М., 1986. - 160 с. 41. Тарт Г. Механизмы защиты // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. С. 482-506. 42. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. - СПб., 1992. 43. Терентьева Н.П. Особенности психологической защиты у слабослышащих и слабовидящих подростков: Автореф. дис...канд. психол.наук. М., 2004. 44. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб.: СПбГУ, 2000. 92 с. 45. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - СПб.,1999. 46. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с. 47. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М., 1999. 48. Шаров А.С. Жизненный кризис в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. – Омск.: Изд-во ОмГТУ, 2009 49. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999 50. Яблонько В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях в вуза.: Диссертация кандидата психологических наук. –М : ВПА, 1982. –233 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image