1. Понятие конфликта
2. Управление конфликтами
3. Основные функции руководства и место в них управления конфликтом
Читать дальше
Управление конфликтом – это процесс осознания конфликта, определения его природы, применения соответствующих методов, чтобы рассеять эмоциональное напряжение, и предоставление возможности конфликтующим сторонам понять и решить их разногласия.
Основные виды конфликтов: внутриличностные конфликты и межличностные конфликты.
Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть: если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей; если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип. Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.
Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений. Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.
Существуют два вида методов эффективного разрешения конфликтных ситуаций: структурные методы и межличностные методы. Каждый из этих методов подразделяется на этапы.
Структурные методы: разъяснение требований к работе; использование рычагов управления; постановка общих целей; использование системы вознаграждений.
Межличностные методы: уклонение; сглаживание; принуждение; компромисс; консенсус.
Для того, чтобы правильно управлять конфликтом нужно сначала определить вид конфликта, затем выяснить причины возникновения конфликта, и только потом предлагать тот или иной метод разрешения конфликта, который подойдет в данной ситуации.
Итак, управление конфликтом является одной из основных функций руководства, потому что только грамотный руководитель способен разрешить конфликт таким образом, чтобы был нанесен минимальный ущерб всем сторонам – участникам конфликта.
В управлении конфликтом основное значение придается вопросу, как достичь взаимного уважения, так как только тогда конфликт может быть конструктивным и продуктивным.
Читать дальше
1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. – 2-е изд. – М.: Экономика, 2006. – 360с.
2. Антикризисное управление /Т.В.Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.
3. Вершинин М.С. «Конфликтология» Конспект лекций. Михайлова В.А.Спб, 2000.
4. Гусева Е.П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: Издательский центр ЕАОИ. 2008. – 416с.
5. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2009.
6. Маркетинг: основы маркетинга, маркетинговые исследования, управления маркетингом, маркетинговые коммуникации// Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с.
7. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршиева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2009.
8. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ, 1992.
Читать дальше