Боитесь заказать диссертацию по педагогике? Не прееживайте. Доверьте написание диссертации нам. Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ. Мы обещаем, что справимся и с вашей диссертацией!
. Существует необходимость дальнейшего изучения данной проблемы. В теоретический фундамент этой проблемы внесли существенный вклад Л.С.Выготский (1991, 2005), А.В.Брушлинский (1967), С.Л.Рубинштейн (1998), В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев (1995) и другие. При определении понятия воображения можно придерживатся позиции Л.С.Выготского, который считал, что всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, представляет собой сущность воображения. Творческое воображение — процесс самостоятельного создания единственно нового образа, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Изучены некоторые аспекты происхождения и развития воображения в филогенезе (В.А.Скоробогатов и другие). Исследованием проблемы развития воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались Л.С.Выготский (2005), А.А.Люблинская (1971), В.С.Мухина (1985; 1997), Г.Д.Кириллова (1971), Н.Н.Палагина (1997), О.М.Дьяченко (1986), Ю.Ф.Лаврентьева (1998), Н.В.Пережигина (1999), Н.В.Сметанина (1998), О.В.Боровик (1996), О.М.Попова (1996), И.А.Медведева (2001) и др. Наиболее благоприятным периодом развития творческого воображения, по мнению многих исследователей, является младший школьный возраст. Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В. Антонова, Э.А. Верб, О.В. Дивненко, Б.Т. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.Х. Фохт-Бабушкин и др.). Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др. Работы специалистов показывают, что с поступлением ребенка в школу в его жизни наступают перемены, которые в значительной степени влияют на характер и содержание воображения, оно приобретает произвольность. Ребенок проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых воображение приобретает новые качества. Многие аспекты остаются недостаточно изученными, в частности не изучены особенности творческого воображения детей с первого по четвертый классы в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; не разработаны вариабельные программы диагностики творческого воображения у этих детей; не выделены уровни развития творческого воображения, позволяющие проследить динамику развития этого процесса от класса к классу; не даны рекомендации по устранению негативных сторон развития творческого воображения, а ряд противоречий, связанных с коррекцией развития творческого воображения таких учащихся еще требует разрешения. Цель исследования: изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития творческого воображения у детей. Объект исследования: творческое воображение детей. Предмет исследования: возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения; выявление потенциала развития творческого воображения у детей и психологопедагогических условий его реализации. Определяя теоретические и организационные подходы к исследованию следующих гипотез: 1. Развитие творческого воображения у детей имеет возрастную динамику, сходную с нормой: бедностью знаний об окружающем, отсутствием необходимых навыков и умений их использования в новой ситуации, неразвитостью на уровне возраста основных видов мышления. 2. Творческое воображение у детей имеет ряд специфических особенностей в использовании образов памяти, результатов восприятия, в способах создания новых образов (понимании при этом творческой задачи, способности использовать образы восприятия и памяти, продуктивности воображения, способности использовать способы творческого воображения, оригинальности, самостоятельности продукта воображения с учетом которых необходимо осуществлять учебно-воспитательный процесс. 3. Полученные конкретные сведения об актуальных и потенциальных особенностях развития творческого воображения у детей будут способствовать разработке рекомендаций по оптимизации развития у них изучаемой способности в условиях школы и семьи. В соответствии с целью, предметом и гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования: 1) выполнить теоретический анализ основной научной литературы по проблеме исследования; 2) выявить возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения у детей; 3) выявить общие и специфические психологические особенности творческого воображения у детей; 4) определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения детей; 5) разработать рекомендации по коррекции и развитию творческого воображения у детей.