Введение
Глава 1. Литературно- критические воззрения И.С. Тургенева
1.1. Литературно-критическая деятельность Тургенева
1.2. Статьи и рецензии И.С. Тургенева
Глава 2. Литературно- критические воззрения И.А. Гончарова
2.1. Литературно-эстетические взгляды Гончарова
2.2. Высказывания Гончарова по вопросам литературы и
искусства
Глава 3. Литературно-критическое воззрение Ф.М. Достоевского
3.1. Литературно-критическая проза Ф.М. Достоевского
3.2. Ряд статей о русской литературе
Глава 4. Взгляды Л.Н. Толстого на искусство и литературу
4.1. Толстовская теория прекрасного
4.2. Педагогическая и просветительская деятельность
Толстого
4.3. Литературно-критические работы
Заключение.
Читать дальше
Литературно-критическая деятельность Тургеневауказывает на то, чтоон считал, что единственным источником искусства является объективная действительность, а ведущим направлением в русской литературе признавал «натуральную школу».
Изучение литературно-эстетических взглядов Гончароваобогащает наши представления нетолько о характере и сущности его творчества, но и о литературно-общественной борьбе 60-х — 70-х годов прошлого века.В высказываниях Гончарова по вопросам литературы и искусства затронуты многие из тех проблем, которые актуальны и волнуют нашу современность. И прежде всего в его лице мы видим убежденного противника всякого формализма и натурализма в искусстве. Он не только мастер, но и один из выдающихся теоретиков русского реалистического романа.Литературно-критическое наследие Гончарова представляет собою важную страницу в истории развития эстетических воззрений в России XIX века.
Из литературно-критических трудовДостоевскогоследует, чтоискусствовыполняет важнейшую роль в формировании человеческих идеалов и всего существа человека. Он поясняет, каким образом может искусстводействовать на природу человека.Все статьи, очень различные по тематике, по объектам полемики и жанру, но едины поцеленаправленности и программны.
Защищая свои необычные, подчас парадоксальные суждения об авторитетах, о современной ему литературе, Толстой написал трактаты, которые раздражали современников необычностью своих приговоров и теоретических суждений. Почти всекритические сужденияТолстого рассеяны в его письмах, дневниках, частных беседах, которые дошли до нас в записях мемуаристов. Все это свидетельствует об особых формах литературной критики Толстого.Онпостоянно продолжал разрабатывать самый кодекс критики. «Чтобы критиковать, — говорил он, — нужно возвыситься до понимания критикуемого... У них выходит так, как прекрасно сказал мой приятель Ге: «Критика — это когда глупые судят об умных».Здесь, конечно, прослеживаетсяявный парадокс, но в нем была своя истина...
Таким образом, литературно-критические воззрения русских писателей XIXвека показывают, что у каждого писателя были свои понятия искусства, эстетики, красоты. Укаждого было свое пониманиео роли литературы и искусства в жизни человека. Но важно одно – все они писатели-гуманисты, принадлежавшие к реалистическому направлению в русской литературе, оказавшие
Читать дальше
1. Кулешов В. И. История русской критики XVIII — начала XX веков. М., 1992.
2. Егоров Б. О. О мастерстве литературной критики; жанры, композиция стиль. Л., 1980.
3. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX века. М., 1975.
4. Недзвецкий В. А. Русская литературная критика XVIII — XIX веков. Курс лекций. М., 1994.
5. Соколов А. Г., Михайлов М. В. Русская литературная критика конца XIX — начала XX века: Хрестоматия. М., 1982.
6. Русская эстетика и критика 40 — 50-х годов XIX века. М., 1982.
7. Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. т. 11. Л., «Наука», Ленинградское отделение, 1993
Читать дальше