Хотите заказать курсовую работу быстро, качественно и недорого . Справимся и с этим.
. Решения психологического вопроса о воле философское решение непосредственно не дает, за исключением тех случаев, когда свобода воли отрицается. С точки зрения разделения мира телесного и мира духовного, выделение произвольных движений имело смысл. В этом случае произвольные движения понимались как движения, вызванные вмешательством воли в процессы организма. При нашем понимании философских проблем это совершенно не имеет смысла. Перейдем к рассмотрению эмпирической теории воли, которая господствовала на протяжении XVIII—XIX веков. Данная теория является одной из наиболее распространённых не только в научном мире, но также, скажем так, в обиходе. Эмпирическая теория воли заключается прежде всего в том, что воля рассматривается как внутренний психологический процесс, происходящий в голове отдельного человека. По этой теории, человек действует в силу начального влечения, потом вступает в соотношение с другими мотивами, и в конце концов делается выбор наиболее сильного мотива, т. е. действие происходит под влиянием наиболее сильного мотива.Представители такого подхода отмечали, чтоволя — это иллюзия, на самом деле имеет место всеобщий безусловный детерминизм поведения. Все детерминировано. Другой подход к рассмотрению волевых процессов связан с теорией установки отечественного психолога Д.Н.Узнадзе. Для того, чтобы понять, что из себя представляет воля, Д.Н.Узнадзе приводил следующие примеры: «Спишь в холодной комнате. Проснулся утром и видишь, что время вставать. Вставать не хочется, но уже время — можешь опоздать. Наконец делаешь усилие и встаешь. Потребовался определенный акт воли, чтобы преодолеть естественную леность.Очень хочется курить, но ты уже решил отказаться от этой привычки; сдерживаешь себя и не закуриваешь.Допустим, я пишу книгу и в одном месте должен высказать мысль, которая в основном противоречит моим прежним взглядам, не раз защищаемым мною публично. Возникает вопрос: высказать эту новую мысль или нет? Если выскажешь ее, этим публично признаешь, что ошибался, а твои противники были правы. Если же скроешь этот свой новый взгляд, это будет изменой основному принципу, согласно которому в науке главное истина, а не ложное самолюбие. В конце концов вопрос решается согласно интересу объективной истины. Несомненно, для этого снова понадобилась помощь воли»[5]. Таким образом, в теории установки воля предполагала наличие следующих характеристик: 1. Противостояние субъекта и его деятельности, действия словно переживаются отдельно, независимо от нас самих, что в целом может быть охарактеризовано как объективация своего «я» и своего поведения; 2. Своеобразие переживания поведения и «я»-поведение принадлежит не настоящему, а будущему. Таким образом, воля является абсолютным противопоставление импульсивности. В случае импульсивного поведения основным его источником является потребность: как только возникает потребность (например, жажда), субъект прибегает к точно соответствующему поведению (идет и пьет воду); импульсивное поведение начинается импульсом потребности и заканчивается актом ее удовлетворения — актом потребления. Совсем иначе обстоит дело в случае волевого поведения. В приведенных выше примерах волевого поведения отношение между актуальной потребностью и окончательным поведением носит иной характер, чем в случае импульсивного поведения. Здесь у субъекта всегда возникает какая-либо актуальная потребность. Однако его поведение никогда не подчиняется импульсу этой потребности, субъект делает не то, что ему хочется, а нечто другое: в первом случае ему хочется лежать, но он встает, во втором — хочется курить, но он воздерживается. Таким образом, в случае воли источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совсем иное, что иногда даже противоречит ему, и уже отсюда исходит третья характеристика воли: 3.воляникогда не бывает реализацией актуального импульса, и, следовательно, необходимую для деятельности энергию она всегда заимствует из другого источника.