ВВЕДЕНИЕ 3 1 ИРАН КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6 1.1 Иранский кризис 6 1.2 Внешняя политика Ирана 12 2 ИРАН НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОБЛЕМЫ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 18 2.1 Иранский фактор 18 2.2 Иран на Ближнем Востоке 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Иранский фактор в ближневосточных отношениях

курсовая работа
Международные отношения
0 страниц
100% уникальность
2012 год
143 просмотров
.
Эксперт по предмету «Внешняя политика и дипломатия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ИРАН КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6 1.1 Иранский кризис 6 1.2 Внешняя политика Ирана 12 2 ИРАН НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОБЛЕМЫ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 18 2.1 Иранский фактор 18 2.2 Иран на Ближнем Востоке 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Читать дальше
Актуальность темы. Иранская проблема по-прежнему остается одним из главных вопросов мировой политики. Реализация ядерной программы, публичная фронда Тегерана в отношении Вашингтона, претендующего на глобальную гегемонию, а также заявки Ирана на роль лидера всего мусульманского мира – вот далеко не полный перечень проблем, интенсивно обсуждаемых сегодня. И хотя сегодняшний Иран демонстрирует стремление играть в глобальные геополитические игры, он остается, в первую очередь, региональной державой, имеющей серьезные позиции на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Регион Ближнего Востока является одним из приоритетных направлений внешней политики Соединенных Штатов. Географическое положение, богатство топливно-энергетическими ресурсами и геополитические факторы определили его стратегическую роль в повестке дня внешней политики США. После окончания Второй мировой войны структурной основой всей международно-политической системы являлось военно-экономическое и идейно-политическое соперничество двух сверхдержав – СССР и США. Все остальные субъекты мировой политики и международных отношений вынуждены были действовать в системе координат, определяемой в Москве и Вашингтоне, что, однако, не мешало им, в свою очередь, использовать конфликтный характер отношений между сверхдержавами в собственных интересах. В значительной степени биполярное противостояние определяло развитие отношений между СССР и США и другими государствами в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке. Российский теоретик международных отношений H.


На Work5 вы можете заказать диссертацию в Челябинске и быть уверенны в качестве.


.A. Косолапов определяет феномен «сверхдержавности» как «появление в одной или нескольких областях, направлениях глобальной деятельности государств, по их потенциалу и возможностям на порядок и более опережающих в этих сферах ближайших конкурентов» . Такой статус обеспечивался как наличием у СССР и США глобальных интересов, так и практических военных и политических возможностей и средств для их реализации. С распадом СССР конфликт двух сверхдержав как государственно-организованных субъектов-носителей универсалистских идеологий и соответствующих типов социально-политических систем перестал быть основой организации системы международных отношений. Окончание «холодной войны», распад СССР и последовавшие изменения всей системы международных отношений вызвали необходимость пересмотра основных стратегических целей и методов их реализации в отношении других крупных игроков на мировой политической арене, как в целом, так и в отдельных регионах. Безусловно, ключевые и долговременные цели ближневосточной политики США – обеспечение стабильных и бесперебойных поставок нефти из региона, поддержание мира и обеспечение безопасности как государства Израиль, так и региона в целом, оставались неизменными. В то же время после окончания «холодной войны» Вашингтону приходилось неоднократно формулировать новые подходы и приоритеты своего ближневосточного курса, что, в свою очередь, было обусловлено быстрыми и глобальными политико-экономическими изменениями. В начале XXI в. Ближний Восток, оставаясь стратегически и политически значимым регионом, стал также и источником угроз для Америки. Деятельность террористических или экстремистских группировок, получивших легальный статус в некоторых арабских государствах и Палестинской автономии, в частности, палестинского «Исламского движения освобождения» (ХАМАС) и военизированной ливанской шиитской «Партии Аллаха» («Хезболлы»), привела к значительной дестабилизации ситуации в регионе. Боевые действия в июле-августе 2006 г. сначала между Израилем и группировкой ХАМАС в Палестинской автономии, а затем краткосрочная, но полномасштабная война между Израилем и «Хезболлой» в Ливане – яркие тому свидетельства. Изменение геополитической обстановки на Ближнем Востоке и в Центральной Азии в результате окончания «холодной войны» давали Тегерану уникальную возможность превратиться за достаточно короткий исторический срок в региональную сверхдержаву. Реализация подобных планов в значительной мере облегчалась наличием ряда субъективных и объективных обстоятельств, складывающихся в пользу Ирана. Это и уникальное геостратегическое положение Ирана, и распад Советского Союза, и ослабление соседей Тегерана в Средней Азии и Закавказье, его соперников на Арабском Востоке в результате первой войны в Персидском заливе 1990-1991 гг. Однако подобное развитие ситуации в регионе шло вразрез с планами США и Израиля по переустройству Ближнего Востока. Конфронтация с США стала одним из главных препятствий на пути продвижения интересов ИРИ в этом регионе. Напряженность в отношениях двух стран стала приобретать опасный характер после вторжения США в Ирак и Афганистан и активизации в Иране работ по созданию собственной ядерной программы, которая рассматривалась Вашингтоном как попытка Тегерана заполучить ядерные оружие. Предпринимавшиеся американской администрацией в течение последних трех десятилетий попытки модифицировать систему власти в ИРИ, сдержать рост иранского влияния на Ближнем Востоке не принесли желаемых результатов. Не оправдало себя и систематическое международное давление на Иран, и экономические санкции. Объектом исследования являются ближневосточные отношения. Предметом исследования – Иранский фактор в ближневосточных отношениях. Целью работы является анализ влияния Иранского факторы на состояние ближневосточных отношений.

Читать дальше
Уже 33 года продолжается конфронтация между США и Ираном. Это – один из самых длительных международных конфликтов, если вспомнить, что даже советско-американская «холодная война» продолжалась чуть больше 40 лет. Несомненно, проявляются геополитические противоречия между США и Ираном. Как представляется, все-таки Иран рассматривает себя как региональную сверхдержаву в районе Персидского залива. И при шахе американцы не только не возражали, но и всячески поощряли Тегеран играть такую роль. Но когда Иран занял антиамериканскую позицию, позиция Вашингтона кардинально изменилась. Очень интересный вопрос с точки зрения идеологии: почему в соперничестве между суннитскими монархиями и шиитской республикой Америка занимает сторону куда более реакционных, антидемократических, зажимающих любые права человека, включая женщин, суннитских королей и эмиров, хотя Иран на фоне Саудовской Аравии, наверное, выглядит, чуть ли не как полудемократия. Америка диверсифицировала свои источники получения энергоресурсов, плюс еще бум, который переживает сейчас внутреннее производство: источники сланцевого газа на территории США и вероятное сотрудничество с Канадой. Но нельзя отрицать, что контроль над энергоресурсами Ближнего Востока, от которых в огромной степени зависят Европа, Китай, Индия, Япония, – очень важный фактор в американской геополитике и геоэкономике. Особо надо отметить воздействие очень серьезных экономических санкций, которые были введены за последний год против Ирана. Это сказывается на позиции Тегерана. Сейчас в Конгрессе США обсуждается очередная антииранская резолюция, которая еще больше ужесточает так называемые «калечащие» санкции. Возникает ситуация, обратная тому, что было во время нефтяного эмбарго, энергетического кризиса 1973 года. Тогда ввели эмбарго поставщики, а теперь – покупатели. Последние экономические санкции заставили Иран проявлять большую гибкость и, несомненно, сыграли свою роль в решении начать переговоры 23-го мая. Несомненно, по мнению политологов, идут закулисные игры между Вашингтоном и Тегераном (достаточно вспомнить знаменитое дело «Иран-контрас»), но и не нужно не преувеличивать. Обама, несомненно, пытался начать новый диалог с Ираном, признал Иран в качестве исламской республики в своих выступлениях, но диалог не очень получился. Глобальная война против терроризма, которая была провозглашена администрацией Джорджа Буша-младшего после 11 сентября 2001 года, очень серьезно отразилась на позиции Ирана в ближневосточном регионе. Хотя Тегеран остался врагом Вашингтона, столкновение Соединенных Штатов произошло с бен Ладеном, «Аль-Каидой», суннитскими радикальными террористическими группировками, которые враждовали с иранскими шиитами. Буш принял очень важное решение, когда отказался от провозглашенной Клинтоном политики «двойного сдерживания» Ирака и Ирана и взял курс на военное свержение режима Саддама Хусейна, а также режима талибов в Афганистане. В результате, были разгромлены региональные соперники Ирана, которые в какой-то степени балансировали иранское влияние и мощь. Сегодня внутри «Большого Ближнего Востока» у Тегерана не осталось сдерживающих факторов. Более того, в связи с выводом войск США из Ирака и Афганистана, время – на стороне Ирана. Нынешний иракский режим, контролируемое шиитами правительство, которое поддерживает тесные связи с Ираном, пусть и не является марионеткой Ирана, но, тем не менее, в какой-то степени стало «младшим братом» Ирана. Не случайно встречу 23 мая 2012 г. (Встреча «шестерки» международных посредников (постоянные члены СБ ООН и Германия) с представителями Тегерана было решено проводить в Багдаде по требованию именно иранцев, на более удобной для них площадке. Что касается американских оценок ракетно-ядерной программы Ирана, то в дискуссии, которая идет в Штатах, преобладают панические завышенные оценки возможностей и намерений Ирана. Еще 14 лет назад важную роль сыграл доклад комиссии Дональда Рамсфельда, которая исследовала ракетно-ядерную угрозу со стороны Северной Кореи и Ирана и объявила тогда еще, что через 5 лет они могут создать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с ядерным оружием. С этих пор в США преобладают оценки иранской угрозы «по наихудшему сценарию». Крайне интересны заявления, с которыми выступают на слушаниях в Конгрессе и в своих открытых докладах руководители американской разведки и руководители Пентагона. Директор Национальной разведки Джеймс Клаппер на слушаниях в Комитете по делам вооруженных сил сената четко и ясно заявил, что вовсе не Иран является главной угрозой для Соединенных Штатов, а Россия и Китай, поскольку только они могут уничтожить США, а Иран не может. ЦРУ и Пентагон довольно спокойно оценивают иранскую программу, считая, что Иран свои военные ядерные разработки в значительной степени затормозил, хотя и не прекратил полностью. Также ими было сказано, что высшее руководство Ирана, включая верховного руководителя Хаменеи, не приняло пока решения о создании ядерного оружия. Иранцы хотят выйти на уровень, когда ядерное оружие создать можно, но не приняли еще решения о том, чтобы его создавать. Иранская угроза, по мнению политологов, стала предлогом для выхода из Договора по противоракетной обороне и развертыванию американской ПРО. При этом резко осложнились российско-американские отношения из-за того, что мы на официальном уровне истолковываем это как угрозу нашему стратегическому ядерному потенциалу.
Читать дальше
1. Богуславский, А. Внешняя политика Исламской Республики Иран на современном этапе // Аналитические записки: Иран. Институт Изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2004 2. Валютный кризис в Иране грозит перерасти в политический // http://www.bfm.ru/articles/ от 4 октября 2012 3. Исаев, Г. Фактор перманентной угрозы для Запада или ядерное оружие в руках Ирана // Новое восточное обозрение от 13.02.2010 4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/religiozno-politicheskii-aspekt-bezopasnosti-blizhnego-i-srednego-vostoka-saudovsko-iranskie#ixzz2HY9nJPGn 5. Кудрявцев, А.Н. Влияние внешнего фактора на внутриполитические процессы современного Ирана // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. – № 4 (21). – С. 49-58 6. Кулагина, М.Л. Иран на Ближнем Востоке: сотрудничество, соперничество, интересы // Современный Иран. – М.: Наука, 2011 7. Мелкумян, Е.С. Иранские претензии к соседним государствам: вопросы добычи нефти и газа // [Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/ ?p=16477 от 9 января 2013 8. Мигунов, Д. Санкций против Ирана. Плюсы и минусы // Русская газета в Атланте «Русский дом», 2012. – http://russiahousenews.info/ 9. От миропорядка империй к имперскому миропорядку / Ф.Г. Войтоловский, П.А. Гудев, Э.Г. Соловьев. М.: НОФМО: ИМЭМО РАН, 2005 10. Рогов, С. Роль Ирана в политике США на Ближнем Востоке // Журнал «Азия и Африка сегодня». 2012. – № 8 11. Хасан, З. Принципы внешней политики Исламской Республики Иран // [Электронный ресурс]: http://www.easttime.ru/analitic/2/11/1017.html 12. Юртаев, В.И. Иран: интеграция и безопасность в Центральной Евразии // Вестник РУДН / Серия «Международные отношения». – 2008. – № 4. – С. 18-25 13. Интернет-ресурс: http://www.iimes.ru/Официальный сайт Института Ближнего Востока Сатановского 14. Интернет-ресурс: http://www.pseez.ir/home-en.html Современный Иран, 2012. – № 1
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image