Таким образом, можно вывести оперное искусство возникло уже в глубокой древности. Весь ход тысячелетий музыкально-исторической эволюции логически подводил к рождению оперы как совершенно необходимого жанра, востребованного на определённом витке развития музыки, всё более утверждавшейся в своей полноценности и самодостаточности. На рубеже XVII происходит бурное развитие музыкального искусства, в том числе и оперного жанра.
Важные исторические события происходившие в 18-19 веках в европейских странах, способствовали расцвету европейской оперы, возникли различные оперные школы, появилось множество гениальных творений великих композиторов.
В настоящий период музыкальные театры, в том числе оперные располагают большим количеством течений и жанров.
В современный период наблюдается тяга к условному театру, представления. Ведущими тенденциями в мировой оперной режиссуре являются «современный документализм» и возвращение к традициям «большого стиля», наряду с упомянутым театром представления
Произведения оперной классики доставляют высокое эстетическое наслаждение широчайшим массам слушателей. Главное средство их художественного воздействия — вокальная мелодия. Выразительность и красота пения, яркая мелодическая образность и доступность — неотъемлемые качества реалистической оперы . Однако для всестороннего раскрытия драматического конфликта, сценических положений и чувств героев требуется мастерское использование всех выразительных возможностей музыки. В опере , которую Н. Г. Чернышевский назвал «полнейшей формой музыки как искусства», объединяются вокальное (сольное, ансамблевое и хоровое) и инструментальное (симфоническое) начала.
Их тесная взаимосвязь — непременное условие полноценного оперного произведения. В соответствии с идейным замыслом, характером сюжета и текстом либретто композитор творчески использует исторически сложившиеся формы оперной музыки — вокальные (ария, ариозо, речитатив, ансамбль, хоровая сцена) и симфонические (увертюра, антракт, танцы). Эти формы отличаются значительной свободой и у каждого крупного композитора получают индивидуально своеобразное преломление. Тем не менее можно указать на некоторые общие драматургические закономерности.
Характеры героев оперы раскрываются наиболее полно в развернутых номерах сольного пения (ария, ариозо, песня, монолог). Речитатив нередко предназначается для сюжетной и музыкальной связи между закругленными, цельными вокальными формами (ария, ансамбль, хор). Но в своем мелодически развитом виде он выполняет также важную роль в образной характеристике и служит действенным фактором музыкального развития (в некоторых жанрах оперы , преимущественно комедийных, вместо музыкального речитатива используется разговорный диалог).
В ансамблях-дуэтах, терцетах, квартетах и больших финальных сценах (часто с хором), — средствами музыки обобщаются драматические ситуации, соединяются близкие или контрастные образы, отчетливо выявляются противоречия интересов, характеров, страстей. Поэтому ансамбли нередко появляются в кульминационных или заключительных моментах драматургического развития. Художественные возможности музыки позволяют композитору создать в массовых хоровых сценах масштабные картины народной жизни, разносторонне выявить связи героя с социальной средой, В музыкальном развитии оперы велика роль оркестра, который часто сосредоточивает в себе основное драматическое содержание сцены; симфонические средства выразительности существенно дополняют и углубляют музыкальную обрисовку сценических положений, обстановки действия, переживаний героев.
Таковы в общих чертах художественные средства оперы , используя которые композитор может многосторонне и рельефно показать значительные явления жизни, взаимоотношения людей, различных общественных групп, воплотить типические характеры, отобразить душевный мир человека. Органически связывая в едином театральном действии музыку (вокальную и инструментальную), которой принадлежит ведущее место в спектакле, слово, сценическое движение, изобразительные искусства и нередко хореографию, опера обретает широчайшие возможности отображения жизни, огромную силу общественного воздействия.