Если педагог систематически будет использовать правильно подобранные методы и приемы на каждом уроке, а также игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то повысится уровень развития психических процессов и активизация учащихся с ЗПР.
Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать игровые технологии. Школьники гораздо меньше устают на уроке, а это важно и для последующего за этим другим уроком. Ученики более сближаются с учителем, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с младшими школьниками. Ученики после занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся, проводя дидактические игры в процессе обучения) чувствуют себя на последующих уроках более раскованно. Более того, если ученик чувствует себя уверенно и раскованно на уроках в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не маловажно. При проведении дидактических игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни в обществе.
Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если учитель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:
? формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;
? повышению самостоятельности;
? развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.
По мнению автора, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети с ЗПР умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их.
Для учителя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.
Игра является важным средством воспитательной работы. Так ей принадлежит единственная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, памяти, мышления, решение тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Игра является игровой формой обучения, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что прочные знания, умения и навыки учащиеся с ЗПР приобретают в процессе активной, познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. А, как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Макаренко А.С. говорил, что «хорошая игра похожа на хорошую работу, каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке».